100-летию образования РСО–А и 135-летию со дня рождения композитора, педагога и дирижёра Бориса Галаева посвящается
Так назывался "круглый стол", который 11 апреля прошел в отделе искусств Национальной научной библиотеки. А посвящён он был военной стезе Бориса (Аслан-Гирея) ГАЛАЕВА (Галати) – кавалера четырёх царских орденов за храбрость.
К мероприятию сотрудники отдела подготовили развёрнутую книжно-иллюстративную выставку книг Б. Галаева. В их числе – переизданная книга партитур "Духовные песнопения" (на дигорском диалекте). Впервые она была издана в 1912 г., когда Галаев учился в Михайловском военном училище и работал там же с оркестром училища. Книга была переиздана к 1100-летию Крещения Алании.
Мероприятие открылось выступлением Архиерейского хора под управлением Марии Качмазовой. Собравшимся показали отрывок из фильма "Время Бориса Галаева" (реж. Р. Гаспарянц, продюсер Т. Туаева) об учёбе Галаева в Первом Санкт-Петербургском реальном училище под попечительством Юлиана Брандта – солиста Императорского оркестра (Мариинского), друга Римского-Корсакова. Очень тепло и эмоционально выступил член Союза писателей России Асланбек Мзоков. Наследник Галаева – кандидат экономических наук Андрей Габараев рассказал о деятельности Бориса Александровича.
Присутствовавшие в зале посмотрели отрывок из фильма о начале военной стези Б. Галаева. По настоянию дяди, казака Бекира Галаева, он поступил в Михайловское военное училище в Тифлисе. Кстати, девиз этого училища и был вынесен в тему "круглого стола". Директор Дома-музея Б.А. Галаева Лиана Гаглойтэ, основываясь на имеющихся в музее материалах, рассказала о том, как по окончании реального училища, когда не удалось уговорить дядю отдать племянника в консерваторию в класс Римского-Корсакова, Брандт нашёл возможность направить любимого ученика по музыкальной стезе – он дал ему рекомендательное письмо к капельмейстеру Гиджини. Таким образом, Галаев рос профессионально и как военный, и как музыкант: все три года напряжённой учёбы он работал помощником капельмейстера духового оркестра училища, получив по окончании золотой значок. А дружба с курсантами училища – Хаджи-Муратом Мугуевым (будущим писателем), Собиевым и другими останется у Галаева на всю жизнь (сохранилась переписка с сокурсниками реального училища, пока ещё не описанная, в фондах музея).
Интересным получился рассказ о семье композитора с показом фотографий его супруги Нины, её отца, купца 1-й гильдии Василия (Башая) Атаева, живших в г. Грозном. В своей автобиографии Б.А. Галаев указал, что по распределению он приехал капельмейстером в Терскую дивизию в станицу Прохладную. Скорее всего, именно здесь и произошло его знакомство с Ниной Атаевой, выпускницей Императорского харьковского университета, первым детским стоматологом Осетии, впоследствии награждённой орденом Ленина. Они повенчались в 1916 году в Никольском храме г. Кисловодска во время отпуска по ранению жениха (кстати, венчальные свечи и флердоранж хранились в сундуке супругов Галаевых до конца их жизни). Семья купца Атаева интересна и судьбами других детей, в особенности младшей дочери Натальи, ставшей невестой чеченского революционера, поэта Асланбека Шерипова, друга Сергея Мироновича Кирова. Близость с Кировым помогла сохранить жизнь Башаю Атаеву после революции.
О неизвестных страницах истории боевого прошлого композитора, дирижёра, капельмейстера, храброго участника Первой мировой войны Б. Галаева, который был мобилизован на русско-турецкий фронт и прошёл путь от хорунжего до подъесаула, рассказал кандидат исторических наук, краевед, автор нескольких книг об истории Терского казачества и очерков о Галаеве, модератор "круглого стола" Феликс Киреев.
Послереволюционная биография Б.А. Галаева богата на значимые события. О них рассказал Андрей Габараев. Присутствующие с интересом слушали воспоминания одностаничника Галаева – поэта Андри Гулуева, педагога Р. Хетагуровой о создании во Владикавказе осетинского духового оркестра в 1918 году, о том, как проходили его марш-концерты по ул. Лекарской, концерты в центральном парке Владикавказа.
Перед участниками "круглого стола" выступил иерей Владикавказской епархии, руководитель по взаимодействию с казачеством и ВС отец Василий (Грибенченко). Он рассказал о проводимой уже 6 лет подряд работе с Культурным центром Терского казачества, посещении кургана воинской славы в станице Черноярской. (Единственный в своём роде курганный памятник в Осетии, известный в народе как "Цагъди мæрдтæ" ("Сражённые в бою"), посвящён скорбной дате – 3 марта 1843 г. В этот день в неравной схватке при отражении нападения на Моздок, станицу Луковскую и окрестные хутора войск и мюридов имама Шамиля в сражении погибла большая часть 6-й сотни казаков Горского казачьего полка, состоявшей из осетин – жителей двух станиц: Черноярской и Ново-Осетинской). Отец Василий выразил признательность организаторам и подчеркнул, что обязательно нужно говорить о таких людях, как Борис Галаев – настоящих самородках и подвижниках.
О верности себе и выбранному пути казака Галаева, о силе примера жизни Бориса Александровича говорил председатель Культурного центра Терского казачества Владимир Писаренко.
С песнями из уникального сборника Б. Галаева "Осетинские народные песни" выступили артисты ансамбля "Уацамонга" (руководитель – Г. Чихавиев).
Студентам духового отделения Владикавказского колледжа искусств им. В. Гергиева были вручены партитуры Б. Галаева для духового оркестра.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30