Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Первым делом – самолеты

Александр Никитович КАРАСЕВ – один из самых титулованных летчиков-истребителей советских ВВС в годы Великой Отечественной войны

Родился Саша Карасев во Владикавказе в рабочей семье и свою трудовую деятельность начал тоже рабочим. Редкий мальчишка тех лет не мечтал о небе, и Саша не был исключением. К счастью сотен ребят, в Орджоникидзе работал аэроклуб ОСОАВИАХИМа, которому 9 мая исполняется 90 лет. Саша был одним из первых его выпускников. С 1937 г. А. Карасев – в Красной Армии, через три года заканчивает Нахичеванскую, а в 1941 г. – Батайскую военно-авиационные школы пилотов.

Свой первый боевой вылет молодой летчик совершил на своем И-16 уже в конце июня 1941 г. С осени до июля 1942 г. А. Карасев воевал в составе 5-й отдельной эскадрильи ПВО, а затем – на Сталинградском фронте, в 9-м гвардейском авиаполку. Участвуя в исторической битве на Волге, он доказал, что достоин звания гвардейца, и довел счет сбитых фашистских самолетов до шести. 22 марта над Батайском он в составе звена встретил группу из двадцати "юнкерсов" под прикрытием шестерки "мессеров". После боя на счету летчика было еще два сбитых фашиста. 10 мая 1943 г. командир полка Л. Шестаков подписал представление на присвоение гвардии старшему лейтенанту А. Н. Карасеву звания Героя Советского Союза. К этому времени у него уже было 14 сбитых самолетов противника.

К весне 1944 г., когда началось освобождение Крыма, А. Карасев был уже признанным асом – на его счету было более 350 боевых вылетов, свыше 100 воздушных боев, 23 личные победы и 9 в группе.

7 апреля в неравном бою с пятью "мессершмиттами" самолет гвардии майора Карасева был сбит. Израненный и обожженный летчик в бессознательном состоянии попал в плен. Когда к нему вернулось сознание, его с другими пленными отправили в Севастополь, а оттуда – в Румынию.

Свой первый побег Александр попытался совершить с уже отошедшей от берега баржи. Потом были и другие, тоже неудачные. В последний раз, уже в 1945 г., он в составе группы из четырех человек бежал и несколько дней шел на Восток. А раньше, когда пленных везли из Румынии в лагерь военнопленных австрийского города Креме, Александр узнал в обожженном, тяжелораненном пленном, лежащем на полу товарного вагона, Николая Дюнова, с кем учился в Орджоникидзевском аэроклубе. До самой смерти сохранил Николай Павлович благодарность своему земляку: А. Карасев смог выходить отважного командира экипажа бомбардировщика Пе-2, сбитого над Либавой, – отдавал ему свой хлеб, лечил раны и ожоги. А когда перед отступлением, 6 мая 1945 г., фашисты решили расстрелять военнопленных, Александр успел сбросить земляка на пол и прикрыл его своим телом. Они были в числе тех немногих, кто остался жив в тот страшный день. 8 мая в лагерь вошли советские солдаты, а поздней ночью пришла весть, которую долгие годы войны мир ждал, как никакую другую: Победа! Победа, к которой Александр Карасев шел через горечь отступления и счастье первых ратных успехов, радость изгнания оккупантов с родной земли, неимоверные лишения плена и долгожданное освобождение.

После строгой проверки, которую земляки со своими товарищами по плену проходили в лагере НКВД под Уфой, Николая отправили в госпиталь, а Александр продолжил службу в рядах Советской Армии, как и многие воины, сохранившие в плену верность присяге.

В жизни отважного летчика, как оказалось, Великая Отечественная война не стала последней – в 1950 г. подполковник А. Н. Карасев воюет в небе Кореи. Сначала в должности командира полка, а затем заместителя командира дивизии. И вновь, теперь уже на реактивном МиГ-15, он в числе 27 наших лучших летчиков – 7 лично сбитых американских самолетов. К наградам Великой Отечественной войны прибавились ордена Ленина и Красного Знамени.

После возвращения из Кореи полковник Карасев заканчивает Высшие академические курсы при Академии Генштаба и назначается на должность командира авиационной дивизии, где передает свой богатый боевой опыт строевым летчикам. 18 февраля 1958 г. А. Н. Карасеву было присвоено звание генерал-майора авиации.

В сентябре 1959 г. он заканчивает Академию Генерального штаба и в течение нескольких лет служит в Генштабе на должности летчика-инспектора Управления боевой подготовки.

Последние десять лет службы в рядах Советской Армии А. Н. Карасев был начальником Черниговского высшего авиационного училища летчиков.

14 марта 1991 г. Александра Никитовича не стало. Прах его покоится в Чернигове. Но и в далекой Осетии имя героя, прославившего свою родину высочайшими образцами воинской доблести, не забыто.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика