АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
В стране вступил в действие Закон, создающий правовые основы применения института инициативного бюджетирования. Это – форма участия граждан в планировании и контроле за расходами местного бюджета. Она дает людям возможность самим определять, что они хотят в первую очередь получить в своем населенном пункте для улучшения условий жизни.
О перспективах реализации данного начинания у нас в республике мы попросили рассказать председателя Комитета Парламента Северной Осетии по законодательству, законности и местному самоуправлению Аслана Черчесова.
– Аслан Владимирович, с чего надо начинать жителям при желании выдвинуть инициативный проект?
– Институт инициативного бюджетирования в российском законодательстве появился относительно недавно, в 2021 году, некоторые регионы стали успешно реализовывать его положения, предлагая инициативные проекты. Смысл проекта заключается в том, что инициативная группа граждан, достигших 18-летнего возраста, и численностью не менее 10 человек, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, предлагает инициативный проект по наиболее актуальным проблемам, касающимся местных вопросов. Это в первую очередь благоустройства улиц, общедомового имущества многоквартирных домов, уличного освещения, тротуаров, детских и спортивных площадок, мест отдыха, мест захоронения – очень актуальный у нас вопрос, памятников истории и культуры. Инициативный проект после общественного обсуждения представляется в администрацию местного самоуправления. Ключевой момент здесь даже не столько в финансах, а в том, что налаживается связь между жителями и органами местной власти. Суть по большей части заключается в том, что жители предлагают не только объекты, работы, которые надо провести, но и форму своего участия. Это может быть финансовое участие, трудовое, материальное. В этом проекте могут принять участие предприниматели, юридические лица, ну и, конечно, местная власть, а также республиканская. То есть сообща решать вопросы, актуальные для населения, – это аналог забытого старого "ирон зиу".
– Если инициированный проект вправе выдвинуть, к примеру, группа из 10 человек, как учитывается мнение других жителей?
– Сейчас нашим парламентом принят в первом чтении проект республиканского закона об инициативном бюджетировании. Активно включилось в эту работу правительство Северной Осетии, есть предложения, которые будут учтены при рассмотрении во втором чтении. Что касается общественного мнения, то перед тем как подать инициативный проект в администрацию для реализации должны пройти общественные обсуждения. Они могут быть в виде собрания, конференции, схода граждан. Можно проводить путем опроса общественного мнения, разработав опросные листки, можно в электронном виде – такая форма выяснения общественного мнения у нас уже есть.
– Надо ли документировать результаты общественного обсуждения?
– Их, безусловно, надо документировать, потому как эти моменты учитываются в работе конкурсной комиссии. Эта комиссия, рассматривающая инициативный проект, учитывает и охват граждан, применяет рейтинговые оценки, особенно когда проектов несколько, чтобы решить – какому отдать предпочтение. Все это учитывается при оценке качества проекта.
– В какой срок местная администрация рассматривает инициативный проект?
– Сроки рассмотрения его не могут превышать 30 дней, установленные федеральным законом. Если проектов несколько. При этом местная администрация должна в течение трех дней обеспечить публикацию того, что поступил проект, чтобы остальные жители тоже знали об этом.
За время рассмотрения проводится технический анализ проекта, включающий проверку наличия всех документов, соблюдение процедур инициирования и выдвижение проекта, соответствия предполагаемой стоимости финансовым ограничениям, а также дублирование проекта в других государственных или муниципальных программах.
– Кем проводится отбор инициативного проекта?
– Для конкурсного отбора во всех случаях администрацией района создается конкурсная комиссия. При этом половина ее должна быть назначена по предложению представительного органа. Персональный состав утверждается АМС района. Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя, секретаря и членов. В работе комиссии могут принимать участие инициаторы проекта. Задачей конкурсной комиссии является определение итогового рейтинга инициативного проекта на основании балльной шкалы: доля благополучателей; степень участия населения, его охват на сходах, собраниях, опросах; уровень софинансирования.
– Что вы ожидаете от начала действия данного республиканского закона?
– В первую очередь даже не каких-то объемов проводимых работ, а перемен в устоявшейся практике. На сегодня сложилась ситуация, когда власть отдельно работает, жители, когда у них есть какие-то вопросы, рассчитывает только на власть. А мы предоставляем, приняв этот закон, жителям возможность принять участие в делах района. То есть убираем где-то границы между властью и населением. Когда люди сами предлагают проект и совместно с властью, предпринимателями реализуют его, они относятся к нему, как к плодам своего труда. Это совсем другое решение. При этом развивается чувство коллективизма, которое в сегодняшних условиях нам просто необходимо для развития республики.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30