Выдающийся музыкант, уроженец Владикавказа Рустам Мурадов 1 июня откроет цикл вечеров классической музыки в Доме Вахтангова
1 июня – День защиты детей. И, думаю, это не просто совпадение. Лето – солнце, праздник, радость, воспоминания о счастливом детстве. Вполне возможно, что мой собеседник, лауреат международных и всероссийских конкурсов, лауреат премии Юрия Темирканова, пианист Рустам МУРАДОВ и не думал об этом – просто его выступление поставили в график именно в этот день. А, может, так распорядились небеса: родной город, знакомые места, начало лета, нежные чувства в душе… О чем играть? Конечно, о детстве, о том, что приятно волнует, о том, что навсегда в сердце.
Заниматься музыкой Рустам Мурадов начал во Владикавказской музыкальной школе № 2, в классе заслуженного работника культуры Целины Цезаревны Грейм и Инны Борисовны Дзараевой. Продолжил обучение в школе-лицее при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Марины Вениаминовны Вольф), В 2006 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию (класс профессора Александра Михайловича Сандлера). В 2009 – в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс профессора Рувима Ароновича Островского), а в 2015 году он блестяще держал экзамены в магистратуру Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова (класс засл. работника культуры РФ, профессора Сергея Ивановича Осипенко). Вот такая школа, вот такие люди! И мы не случайно упоминаем имена педагогов и наставников – это было пожелание моего визави, который преисполнен благодарности всем учителям, которые формировали его как личность и как музыканта.
А начиналось все во Владикавказе. Рустам – трижды стипендиат Фонда Главы РСО–А. Недаром наш мэтр, композитор Ацамаз Макоев сказал: "Я его хорошо помню, он выступал на наших детских конкурсах".
У Рустама отличная творческая география. Он концертирует с ведущими оркестрами мира. Сегодня он выступает с сольными и камерными программами, а также преподает в Ростовской консерватории. Его виртуозная техника игры на фортепиано, свой исполнительский стиль, глубина погружения в произведение восхищают и запоминаются.
Но характер, вкус, пристрастия лучше любой визитной карточки передает живой разговор. А поэтому накануне концерта Рустама Мурадова во Владикавказе мы позвонили ему в Ростов-на-Дону и задали несколько вопросов
– Что привело вас в музыку?
– Телевизор! Как рассказывают мои родственники, каждый раз, когда я слышал оркестровую музыку – предполагаю, что это был Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, его часто показывали по телевизору – я сразу подскакивал, подбегал к экрану и не мог оторваться. Стоял, смотрел, слушал, как завороженный. Когда учился в школе, у нас был хор. И мама меня отдала туда. Мой преподаватель Людмила Васильевна Кручинина меня хвалила, подчеркивала, что я чисто интонирую, у меня есть слух. В памяти тот день, когда мама – спасибо ей за это большое – привела меня в филиал музыкальной школы № 2, и Людмила Васильевна Кручинина (она преподавала и в школе) обрадовалась: "Как хорошо, что ты пришел". Не очень понимал, что происходит, но родители так хотели, и я пошел. Мой первый педагог – Лина Григорьевна Зацерковная, у нее я отучился 5 лет. Потом меня перевели к знаменитому педагогу Целине Цезаревне Грейм. Помню первый урок – она уже была в возрасте, но это не мешало ей быть потрясающей играющей пианисткой – я был ошарашен ее мастерством, формой. Такая безупречная игра на рояле! Параллельно с ней мне помогала Инна Борисовна Дзараева, с которой мы до сих пор поддерживаем теплые отношения. Хочется всех вспомнить с благодарностью. Это директор школы Лидия Алексеевна Бинкович, которая всегда меня поддерживала, потрясающий преподаватель-теоретик Татьяна Ильинична Ленкина, которая сделала из меня хорошего сольфеджиста, помню каждый ее урок, они всегда со мной. Вот в такую профессиональную атмосферу я попал.
В Санкт-Петербурге оказался случайно. Как-то к нам во Владикавказ приехала и давала мастер-класс известная сербская пианиста Мира Евтич. По рекомендации Целины Цезаревны я участвовал в мастер-классе, играл там произведения Бетховена, Шопена, Рахманинова. И она, услышав меня, посоветовала мне ехать в Петербург, что для моих родителей было большой неожиданностью. Продолжить музыкальное обучение было в мыслях, но пока не конкретно – куда, к какому педагогу. Но Мира сказала – ты поедешь к педагогу Марине Вениаминовне Вольф. Приехал, прослушался – Марина Вениаминовна – педагог с мировым именем – сказала: будешь поступать. И я в тот же год поступил в специальную музыкальную школу при консерватории Римского-Корсакова. Отучился три года.
– А с маэстро Валерием Гергиевым вы там не встречались?
– Нет, не думаю, что он обо мне знал. Валерий Абисалович – человек очень занятой, ему представляют много имен. Уже потом, когда я получил ангажемент после выигрыша в конкурсе в Австралии к моей премии как бы прилагался концерт с маэстро Гергиевым в Санкт– Петербурге. Мы с ним познакомились, сыграли концерт для фортепиано с оркестром № 2 Ференца Листа. Это было большое счастье для меня. Я преклоняюсь перед его талантом, трудоспособностью. Как он умеет работать, возводить театры, поддерживать молодежь! Я по-настоящему восхищаюсь этим человеком. Когда прихожу в здание Мариинского театра, а их несколько, везде ощущаю его сильную руку, его волю. Он делает все, чтобы культура и музыка распространялись во все регионы, приводили людей в восторг.
– Вы участвуете во многих конкурсах, активно гастролируете. Откуда берете мотивацию? Что это дает вам?
– Конкурсов было достаточно много. Благодаря конкурсам я посетил и посмотрел много стран, за что очень благодарен этим мероприятиям. Старался найти время, чтобы посмотреть город, музеи, основные достопримечательности, архитектуру. Все конкурсы очень разные, и все запомнились. Буду вспоминать каждый из них. Там была и разная программа, и разное самочувствие, что очень важно на период выступлений. Это не просто соревнования. Там другой уровень нервного напряжения, другая точка кипения. Нужно быть очень хорошо подготовленным во всех смыслах – и физически, и психически и, конечно, профессионально.
– В связи с нынешней обстановкой перемещаться по миру стало сложнее. Даете ли концерты в России? Что позвало вас в преподавательскую деятельность?
– Езжу по нашей большой прекрасной стране. Я давно понял, что наша страна не менее прекрасна, чем города Европы и других континентов. Мне посчастливилось работать по Транссибирской магистрали, и я увидел удивительные города – Казань, Красноярск… А какая у нас изумительная природа! Езжу по городам России с концертами и мастер-классами. Преподавать стал с недавних пор – появилось желание. Я загорелся этим делом – обучать людей тому немногому, что умею. Это новое для меня ощущение. Даже стал смотреть на себя, на свою игру несколько по-другому, как на исполнителя. Еще интересно было услышать свои ошибки, когда-то совершенные, в своих учениках. И, наконец, понял, что требовали, чего хотели услышать от меня мои педагоги.
– Ваше отношение к произведениям осетинских авторов?
– Я родом из Северной Осетии и поэтому и в силу конкурсов, и в силу интереса к развитию нашей национальной академической музыки мне приходилось довольно часто играть произведения осетинских композиторов. Ацамаз Макоев, Жанна Плиева, Эдуард Хаханов, Феликс Алборов, Дзерасса Дзлиева… С Дзерассой я познакомился в 2003 году, и через три года она принесла мне сонату, рожденную под впечатлением от трагедии в Кармадонском ущелье. Я погрузился в это состояние, которое Дзерасса Майрамовна очень глубоко передала. Потрясающая музыка, я ее исполнял на государственном экзамене в Санкт-Петербургской консерватории, когда Дзерасса ее заканчивала. Это был камерный ансамбль, а в качестве большого сочинения она предоставила кантату памяти о погибших в Беслане. С тех пор я увлекаюсь ее музыкой, прошу писать больше. Ее цикл "Игрушки для Мадишки" буду исполнять на новой для меня площадке – в Доме Вахтангова. К каждой из 12 пьес прилагается небольшое четверостишие на осетинском языке.
Приятно, что национальная музыка развивается, она разная – у каждого композитора свой почерк. Я начинал с музыки Ацамаза Владимировича Макоева, много ее играл. Его фортепианные произведения мне нравились их новизной, гармонической свежестью. Ходил в библиотеку, встречал его альбомы и брал их домой. Не все, что хотел сыграл, но очень надеюсь на дальнейшее сотрудничество с Ацамазом Владимировичем.
– Часто ли бываете во Владикавказе? Дом Вахтангова... Как эта площадка появилась в вашей жизни? И несколько слов о программе.
– К сожалению, не часто. А в Дом Вахтангова меня привело знакомство с замечательным человеком, художником Мадиной Атаевой, которая принимает самое активное участие в развитии Дома, и мы все видим, что практически каждый день там бывает какое-то событие. Я выбрал эту программу, потому что 1 июня – День защиты детей. Включил в программу детскую музыку, а остальную часть – потому что восхищен супружеской парой Клары Вик Шуман и Роберта Шумана, блестящей пианистки, которая тоже писала музыку, и замечательного композитора. Три романса Клары Вик Шуман и "Карнавал" Роберта Шумана также прозвучат в Доме Вахтангова.
По просьбе Рустама Мурадова в конце интервью мы перечисляем имена тех преподавателей, которые не прозвучали в тексте ранее. Это Владимир Денежкин, Аристотель Константиниди, Ольга Журавлева, Марина Поджарова, Галина Ширинская. Ко всем с глубоким уважением и благодарностью от нашего гостя.
Для тех, кто хочет поближе познакомиться с творчеством Рустама Мурадова, указываем адрес его видеоканала:
Youtube – muchiostam – FORTISSIMO – RustamMuradovpianist
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30