Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
ОБ ИСТОКАХ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

Опыт и навыки национально-государственного строительства, приобретенные Северной Осетией как национальным округом в составе Терской Советской Республики, а затем Горской Автономной Советской Социалистической Республики (ГАССР), имеют бесценное значение для понимания истории возникновения государственности РСО–А.

Следует иметь в виду, что каждое явление, событие и процесс объективно имеют свои истоки, причины и условия, порождающие или же способствующие им, поскольку, говоря предельно просто и кратко, "из ничего ничего не возникает". В связи с этим, для более правильного и глубокого понимания того или иного вопроса, любой здравомыслящий человек пытается осознать и оценить его на бытовом уровне не только с точки зрения данности, но и прошлого. В науке для всестороннего исследования и понимания объекта изучения используется исторический метод познания, что означает исследование прошлого, основанного на всестороннем анализе источников и построении реконструкции уже имевших место событий и процессов. Он позволяет нам понять, как и почему произошли определенные события, и как они повлияли на развитие общества и государства.

Если становление и развитие обычного права Осетии имеет непрерывную многотысячелетнюю сложную историю, уходящую вглубь веков, к временам скифо-сарматско-аланского периодов, то формирование ее национальной государственности нельзя назвать полным и последовательным, прямым и всегда удачным, как собственно и у других народов. Находясь в состоянии непрерывной войны, каждый народ в период своего военного, экономического и политического могущества строил свое государство, добиваясь его величия, а то и терпя унижение, вплоть до потери своей государственности, а иногда и себя как этноса, как это почти случилось у ближайших предков Осетин – аланов в X–XIII вв.

Прошли столетия, целый исторический период, капиталистический строй в России сменился социалистическим, и только тогда возникла национальная государственность Осетии. Государственность в узком и доступном ее понимании означает государственную организацию, создаваемую людьми для управления делами общества. Будучи первой ступенью в государственно-правовом развитии общества, она становится организацией, без которой невозможно прогрессивное развитие народа. А это, как показывает история, невозможно без соответствующей организации органов государственной и местной власти, поэтому люди, при всем их критическом отношении ко всему, что связано с государственным началом, вынуждены за счет своих налогов содержать указанные органы, составляющие основу государственности. Именно поэтому ее становление связано с образованием органов государственной и местной власти, определение их функций и полномочий, форм функционирования и взаимоотношения с институтами гражданского общества, политическими партиями, другими элементами всей политической системы. И наконец, самое главное, определение взаимоотношений личности и государства на разных этапах развития государственности, которое закрепляется и регулируется действующей Конституции РФ как важнейшим элементом государственности. Так, в ней предусматриваются не только статус человека, его права и обязанности, в том числе, перед государством, но и обязанности последнего перед человеком. Так, согласно ст. 2 Конституции РФ "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Более того, согласно ст. 18 Конституции РФ "права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Такие обязанности государства перед человеком впервые предусматриваются на конституционном уровне и юридически грамотные люди в судебном порядке добиваются обеспечения реализации данной правовой нормы и таким образом, как говорят юристы, "оживляют" нормы Конституции, превращая ее из сухого текста закона, в весьма действенный инструмент для защиты прав и свобод.

Каждый человек должен знать и быть уверенным в том, что данные конституционные нормы не абстрактные законодательные положения, а имеющие весьма важное и непосредственное практическое значение. Вооружившись ими, читатель поймет значение и социальную ценность государства (государственности) в жизни каждого человека и общества. Данное мое вынужденное, но необходимое теоретическое отступление от указанной темы статьи позволяет глубже осознать смысл и значение государственности, а также цель тех мероприятий, которые проводятся в республике по поводу ее юбилея, согласно Указу Президента РФ В.В. Путина от 20 мая 2019 г. "О праздновании 100-летия образования Республики Северная Осетия–Алания" и решениям Главы РСО–А С.И. Меняйло.

Отметим, что становление государственности Северной Осетии происходило в очень сложной социально-политической обстановке в 1917–1920 гг. Тогда шла ожесточенная борьба за установление советской власти и развязавшаяся в связи с этим гражданская война из-за противостояния двух политических сил – большевиков, борющихся за установление нового социального строя – социалистического, и меньшевиков, отстаивающих старый, капиталистический строй. Последние на Северном Кавказе организовали "Союз объединенных горцев", который, пользуясь поддержкой империалистических держав, стремившихся к установлению колониального господства на Кавказе, еще 8 ноября (21 декабря) 1917 года вынес решение об отделении Северного Кавказа от России. После победы Советской власти на Северном Кавказе Горское правительство бежало в Тифлис. 4 мая 1918 года Горское правительство официально объявило о создании "независимого" Северо-Кавказского государства. Оно развернуло лихорадочную дипломатическую деятельность, пытаясь заручиться поддержкой правительств Германии, Англии, Австро-Венгрии, Франции, Болгарии, Турции и других государств. Вскоре, 8 мая, был заключен "дружеский договор" с Турцией, по которому "Высокая Порта приняла на себя некоторые обязательства в деле осуществления стремлений народов Северного Кавказа". Взамен военной помощи, правительство "Союза объединенных горцев Кавказа" отдавало свою "республику", то есть весь Северный Кавказ, под протекторат Турции, чего последняя всегда добивалась.

Советское правительство решительно отклонило заявление правительства Германии, сделанное им в поддержку "правительства" "Союза объединенных горцев". В ноте, врученной германскому послу в Москве Мирбаху, говорилось: "Народный комиссариат считает долгом указать, что народы и племена Черноморского побережья, Кубани, Терека и Дагестана давно уже высказались на своих демократически организованных съездах за неразрывную связь с Российской Федерацией".

И, действительно, узнав о контрреволюционных действиях Горского правительства, направленных на отторжение Северного Кавказа от Советской России, Терский Народный Совет 24 апреля 1918 г. на экстренном заседании единогласно принял резолюцию, в которой действия Горского правительства были расценены как "самозванство и авантюризм… Терский Народный Совет... заявляет, что народы Терского края составляют неотъемлемую часть Российской Федеративной Республики".

Горская контрреволюция получила решительный отпор со стороны самих трудящихся масс. Открывшийся 22 мая 1918 года III съезд народов Терской республики принял резолюцию, осуждавшую провокационную политику Горского правительства. "Съезд всенародно заявляет, – говорилось в резолюции, – о своем негодовании и презрении к врагам народа и предателям, дерзнувшим повести переговоры с германо-турецкими империалистами об отделении Северного Кавказа от Российской республики". Данному историческому сюжету неслучайно уделил внимание. И сегодня авантюристические идеи так называемого "Горского правительства", бежавшего и обосновавшегося в Грузии, и через 100 лет вновь оживают в памяти их идеологических потомков, в лице некоторых современных политических деятелей и псевдополитиков, которые предлагают отделить Северный Кавказ от Российской Федерации. Они подбадриваются, а чаще всего инициируются представителями США и тех же, ранее указанных западных стран. По существу ничего не меняется в их критически негативном и потребительском отношении к нам, разве что придумываются более изощренные методы и способы удовлетворения своих политических и корыстных интересах.

С учетом сказанного, необходимо знать ту, невероятно сложную внутреннюю и внешнюю международную обстановку, в которой приходилось создавать государственность Северной Осетии. Вполне логично, что наиболее важные ее вопросы решались на съездах осетинского народа и народов Северного Кавказа. Так, в ноябре 1917 г. на IV Съезде осетинского народа был избран Осетинский Национальный (с апреля 1918 г. – народный) Совет, который временно (до созыва Учредительного собрания) наделялся всей полнотой государственной власти.

Из всех съездов осетинского народа, на мой взгляд, наиболее значимым стал V Съезд осетинского народа, состоявшийся 1 (14) февраля 1918 г., в Ардоне. Здесь был принят чрезвычайно важный конституционный документ – Положение (Конституция) "Об Осетинском национальном совете". Хотя сам документ назывался Положением, нет никаких сомнений в том, что речь идет о Конституции, о чем свидетельствует не только его содержание, но и ряд норм, где оно напрямую именуется Конституцией. Отметим, что она была принята почти за полгода до Конституции РСФСР, что, с одной стороны, объясняется большим объемом социально-политических проблем как внутреннего, так и внешнего характера на федеральном уровне, с другой, национальным менталитетом осетинского народа, в соответствии с которым осетин строил свою жизнь, поведение, следуя строго нормам обычного (неписаного) права. Осетинские обычаи, писал известный ученый, исследователь обычного права осетин В.Б. Пфафф, "действуют со всей силой неизменных законов природы, не позволяющих ни малейшего отступления и ни малейшего исключения". Они имели сакральные значение для осетин, поэтому игнорирование их, а тем более нарушение, считалось святотатством. Отсюда и постоянное стремление жить и строить свое поведение в системе определенных правовых координат на основе какого-то нормативного документа, в данном случае – Конституции.

Я уже высказывался по поводу указанной Конституции в печати, поэтому в данной статье хотелось вкратце выделить те ее аспекты, которые связаны с рассматриваемой темой. В первую очередь отметим то, что сама Конституция является важнейшим элементом государственности, поскольку она определяет ее статус, социальную ценность и роль в управлении делами общества среди всех других элементов политической системы. Ее же элементами являются органы государственной и местной власти, организация и функционирование которых регулируются Конституцией.

На V Съезде осетинского народа и в принятой на нем Конституции были сформированы публичные органы власти Осетии. Так, согласно Конституции высшая власть на территории Осетии принадлежала Осетинскому национальному собранию, то есть Съезду народа как представительному и законодательному органу власти и Осетинскому национальному совету – исполнительному и распорядительному органу власти.

В ст. 6 Конституции предусматривалось, что Осетинский национальный совет организует на территории Осетии управление и национальные воинские силы, контролирует все существующие учреждения, хозяйственные организации, и руководит их деятельностью. В соответствии со ст.7 комиссар, начальник народной милиции избираются Национальным собранием.

В других статьях Конституции предусматривались внешние политические функции. Так, Национальный совет имел право избирать представителя осетинского народа в Центральный комитет горцев. Он же имел самостоятельного представителя в Тифлисе для защиты национальных интересов. Кроме этого, согласно ст. 12 Конституции Осетинский национальный совет имел право заключать договоры с соседними народами.

Таким образом, договорная практика между субъектами РФ и федеральным центром, возникшая в постсоветский период имела региональную правовую основу еще в 1918 г. в Осетии в лице первой Конституции. Однако указанный исторически и социально-политически важный конституционный документ, на мой взгляд, фактически остался вне общественного внимания и не получил должной оценки в осетинской исторической и юридической науке. Так, в академическом издании "История Северо-Осетинской АССР" (Орджоникидзе, 1966) ни одного слова не сказано об этом важном документе и Осетинском съезде. То же самое повторилось в фундаментальной работе "История Осетии. XX век" (Владикавказ, 2003). Здесь, в конце работы, перечисляя знаменательные события и даты, авторы данного раздела, не сочли нужным отметить среди них V Съезд осетинского народа и принятую на нем I Конституцию Осетии.

25 января (7 февраля) 1918 г. в г. Моздоке состоялся Первый съезд народов Терека, на котором после рассмотрения вопроса об организации власти был избран высший орган государственной власти – Терский народный cовет. Для управления делами области было организовано 10 коллегий. В ходе работы съезда социалистический блок добился признания необходимости объявления Терской области демократической республикой "рабочих, солдат, крестьян и горцев", оставаясь при этом в составе Российской Федерации. Делегаты Осетии, выступая на съезде, заявили, что он должен стать "первым и решительным ударом по Гражданской войне", и что осетинский народ полон решительности "поддерживать совместно со всей демократией гражданский мир и братство народов области".

Каждый человек должен знать и быть уверенным в том, что данные конституционные нормы не абстрактные законодательные положения, а имеющие весьма важное и непосредственное практическое значение. Вооружившись ими, читатель поймет значение и социальную ценность государства (государственности) в жизни каждого человека и общества.

Социалистический блок добился признания необходимости объявления Терской области демократической республикой, как формы государственного правления. На заключительном заседании, съезд принял постановление о создании областного органа народной власти – Терского народного областного фронта. В его лице создавалась новая власть, и были сделаны первые шаги по пути объединения народов вокруг нее. Терская область была объявлена неразрывной частью советской России, тем самым был нанесен первый удар по сепаратистским тенденциям горских и казачьих верхов.

Съездом была принята составленная С.Н. Кировым и одобренная социалистическим блоком Декларация, в которой, в частности, отмечалось, что каждому народу должна быть предоставлена действительная возможность устраивать свою жизнь по своему усмотрению. Это было важное политическое заявление, поскольку открывало дорогу самостоятельному государственному строительству каждого народа Северного Кавказа с учетом исторических, национальных, местных и иных особенностей.

После Моздокского съезда в Северной Осетии, как и в других национально-территориальных образованиях на Северном Кавказе, начали создавать местные органы власти и управления. Кроме того, в постановлении данного съезда также указывалось, что "в пределах своих территорий каждой народности предоставляется право устанавливать свои национальные суды, творящие правосудие по народным обычаям и законам". Так, в Северной Осетии действовали в основном местные народные суды, областной суд, сельские суды, ущельские суды, рассматривающие дела на основе норм обычного права.

16 февраля (1 марта) 1918 г. в Пятигорске открылся II Съезд народов Терека, завершивший свою работу во Владикавказе. На нем 3 (16) марта 1918 г. была провозглашена Терская Советская Республика как составная часть РСФСР, объединившая народы Терской области. Съезд признал власть Совнаркома РСФСР и избрал высший орган власти – Терский областной народный совет. При нем создавались национальные фракции: кабардинская, балкарская, осетинская, чеченская, ингушская, казачья и иногородних.

Народный совет сформировал исполнительный орган для непосредственного управления республикой – Совнарком (правительство Терской республики). В национальных округах органами власти объявлялись народные советы, которые для исполнения повседневной текущей работы формировали окружные и отдельные народные управы. В сельской местности действовали соответствующие народные советы и организованные при них управы или исполкомы. Таким образом, народные советы разных уровней стали основой государственности Терской республики.

Органы власти всех уровней формировались в результате выборов, которые проводились на основе всеобщего, прямого, тайного и равного избирательного права. Совнарком Терской республики принимал меры к скорейшему разрешению злободневных для Терской области вопросов: земельного, национального, обеспечение безопасности и др. Отметим, что Терская республика просуществовала не более года, но это был период, когда время исчислялось не годами, а событиями исторической важности.

Терская республика была лишь началом развития национальной государственности народов Терека, а также и всего Северного Кавказа и стала первой в составе РСФСР автономной республикой. В чрезвычайно сложных условиях внешней и внутренней обстановки того периода, национальные начала не получили должного развития, не полностью раскрылись национальные формы государственности. Тем не менее историческое значение Терской республики состоит в том, что она явилась первой формой коллективной, межнациональной автономии, получившей дальнейшее развитие. Накопленный в ней опыт национально-государственного строительства не пропал бесследно, он оказался полезным для дальнейшего развития и совершенствования форм национальной государственности народов Северного Кавказа.

Важным событием в общественно-политической жизни Северной Осетии явился созыв XI Съезда осетинского народа, работа которого проходила со 2 по 9 декабря 1919 г. (первая сессия) и с 11 по 30 января 1920 г. (вторая сессия). В отличие от предыдущих в работе этого съезда принимали участие делегации терских казаков и кумыкского народа. В приветственной речи на открытии съезда руководитель кумыкской делегации Алхазов не без оснований говорил о важной роли Осетии в политической жизни Северного Кавказа, подчеркнув, что "другие народы, в частности кумыки, чутко прислушиваются к тому, что делается в Осетии. Как ошибки, так и мудрые решения осетинского съезда соответственным образом отражаются среди соседних народов… Осетия… должна работать и за себя, и за своих соседей".

После окончания Гражданской войны, восстановления советской власти на Северном Кавказе, для решения здесь социально-экономических вопросов, обеспечения жизнедеятельности населения региона, со всей остротой встали проблемы организации и укрепления органов власти, формирования права и повышения его регулятивной функции, определения форм национальной государственности. В связи с этим12 ноября 1920 г. на собрании Владикавказской партийной организации с докладом о предстоящем провозглашении автономии народов Терека выступил С.М. Киров, наметивший задачи в области государственного строительства. До провозглашения Горской республики руководство экономической жизнью народов Терской области осуществлял сформированный в августе 1920 г. исполком Терского областного совета, взявший на себя всю работу по подготовке к Съезду народов Терека, открывшемуся 17 ноября 1920 г. во Владикавказе. На нем присутствовали 500 делегатов, которые представляли все народности области. С докладом "О советской автономии Терской области" на съезде выступил И.В. Сталин. Он же по поручению ВЦИК и Совнаркома РСФСР огласил "Декларацию об образовании Горской Автономной Советской Социалистической Республики".

20 января 1921 года Декретом ВЦИК была образована Горская Автономная Советская Социалистическая Республика. В ее составе Северная Осетия в статусе национального округа приобщалась к опыту государственного строительства, под которым понимается организация и функционирование публичных органов власти (государственных, местных) и распределением между ними полномочий для эффективной реализации их функции с целью прогрессивного развития общества и государства.

14 сентября 1922 года Президиум Горского Центрального Исполнительного Комитета утвердил Конституцию Горской Автономной Советской Социалистической Республики, согласно которой были образованы высшие органы государственной власти Горской республики: Горский съезд советов, Горский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров.

Еще до образования Горской АССР, в апреле 1920 года Терским областным ревкомом вся судебная система в области была ликвидирована, деятельность мировых судей и съездов мировых судей прекращена, и все дела переданы восстановленным в своих правах народным судам и советам народных судей. Продолжили действовать шариатские суды. Руководство всей судебной системой было возложено на отделы юстиции областного и окружных ревкомов. Разъясняя наличие шариатских судов, заведующий областным отделом юстиции К.Н. Дигуров писал окружным ревкомам 21 мая 1920 года, что Советская власть неуклонно проводит в жизнь принципы полного уважения к обычаям и особенностям горских народов и всячески избегает резкой и коренной ломки веками складывающегося уклада жизни тех народов, кои еще не подготовлены к этому ходом исторического развития. Такую позицию поддержали и в Центре. Так, И.В. Сталин, хорошо знавший Кавказ, в своем выступлении на Втором съезде народов Терека во Владикавказе 17 ноября 1920 года с докладом "О советской автономии Терской области" заявил: "Если будет доказано, что будет нужен шариат, пусть будет шариат. Советская власть не думает объявить войну шариату".

В зависимости от распространения мусульманской религии в национальных районах исследуемого региона, во-первых, количество шариатских судов было разным, во-вторых, они функционировали с различной степенью интенсивности. Так, в Северной Осетии, поскольку большинство населения исповедует православие, они имели место лишь в некоторых населенных пунктах.

В 1921 г. в Северной Осетии были сформированы советские судебные органы: окружные народные суды, рассматривавшие все уголовные и гражданские дела по советскому закону, а также курировавший их работу областной совет народных судей. Наряду с народными судами, в Осетии действовали и революционные трибуналы, которые осуществляли правосудие по наиболее важным уголовным правонарушениям и преступлениям против советской власти.

В заключение отметим, что многонациональная и многоконфессиональная Терская, а затем Горская республики стали наиболее целесообразной формой государственности народов Северного Кавказа. Они обеспечивали объединения их людских, производственных и природных ресурсов для решения социально-экономических и государственно-правовых вопросов, сыграли огромную роль в интернациональном воспитании и укреплении дружбы народов Северного Кавказа. Нет сомнения в том, что Терская Советская Республика и Горская АССР послужили своеобразным "учебно-практическим пособием" для малочисленных народов Северного Кавказа в формировании своих будущих национально-государственных образований. Если говорить об осетинском народе, то 1918–1924 гг. в составе сначала Терской, а затем Горской республики стали подготовительным этапом для создания условий перехода к осетинской национальной государственности.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика