Потрясающей красоты и величия заход солнца за горизонт не оставляет людей равнодушными. Многие любуются панорамой огненно-красного освещения вечернего неба лучами заходящего солнца. Красота заката усиливается особенно, когда он отражается в водоеме – озере или тихой реке.
Закат в Алагирском ущелье. Фото А. Третьяковой
Заметим, что миллионы раз заходит солнце, и всегда различно смешиваются краски закатов. Световые явления в атмосфере при заходе или при восходе солнца называют зарей. Она представляет собой закономерную смену окраски неба, которая зависит от положения солнца относительно линии горизонта. Различают утреннюю зарю, или восход, о котором мы уже рассказывали, и вечернюю зарю, или закат. Интенсивность его окраски зависит от содержания в воздухе пыли и влаги, поэтому в более чистом воздухе закаты бледные, а в запыленном – красных тонов. А вот в горах, в условиях разреженного воздуха, интенсивность и контрастность красок возрастают.
Неповторимы закаты в горах, которыми любуются местные жители, туристы и альпинисты. Часто под вечер полыхает закат, резкие очертания скал окрашиваются предзакатным заревом. Солнце дарит горам свои последние лучи. Я неоднократно удивлялся восхитительной панораме и радуге красок на линии горизонта, где сходятся небо и горы… И даже сожалел, что в тот момент не было возможности запечатлеть их на фотоаппарат или кинокамеру.
Одно из ранних упоминаний в литературе о закате в Осетии сделал в 1829 г. академик Ян Потоцкий в своем путевом дневнике "Путешествие в Астраханские и Кавказские степи" который издан Г.Ю. Клапротом в Париже.: "И сразу же принялся рисовать высокую цепь снежных вершин, находящихся позади другой цепи… Пока я рисовал, солнце спряталось за горами; его красноватые отблески освещали небо, отражаясь в водах Терека…".
Говоря о природе закатов, отметим, что их возникновение определяется сложным сочетанием явлений поглощения, рассеивания, дифракции и преломления лучей света в различных слоях атмосферы. А вот характер их существенно изменяется в зависимости от метеорологических условий, что с давних пор пытаются использовать в качестве местных признаков погоды. Так, ярко-красный закат говорит о приближении ветра или сохранении хорошей погоды. Это объясняется тем, что пыльный слой воздуха над землей поглощает коротковолновые лучи солнца (синие, голубые и зеленые), пропуская только длинноволновые – красные. Светлый золотистый цвет вечерней зари при безоблачном небе – признак хорошей погоды.
Закатами, так же как и восходами, часто любуются туристы. К примеру, в одном из фотоотчетов о походе по Краснодарскому краю сказано: "А вечером, поднявшись назад на Азишский перевал, мы наблюдали потрясающую картину: солнечные лучи, словно прожекторами, освещали бархатно-зеленые склоны Лагонакского нагорья…".
Часто лучи заходящего солнца окрашивают горы в очень необычные цвета. Доломитовые Альпы на северо-востоке Италии имеют уникальное свойство становиться розовыми под лучами заходящего солнца – это явление местные жители называют Энросадира (Enrosadira), что в переводе означает "стать розовым". По вечерам западные склоны гор окрашиваются в различные теплые тона – от ярко-желтого до темно-красного или фиолетового. Такой эффект возможен благодаря необычному составу гор: доломитов и вулканических лав. Наиболее впечатляюще феномен выглядит летом, и не зря говорят, что если вы когда-нибудь задавались вопросом, может ли Бог раскрашивать мир по своему усмотрению, добавьте себе и летнее путешествие в Италию.
А о закатах в Полинезии сказано: "Если вам кажется, что Гоген выдумал свои яркие краски, значит, вы еще не фотографировали полинезийский закат".
Иногда красоту закатов дополняют лучи заходящего солнца, светящие как прожектора из-за гор. Так 11 января 2019 г. жители г. Владикавказа видели необычно красивый и оригинальный закат с лучами из-за горы Кариухох. Его снимали многие владикавказские фотографы (М. Гасиев и др.) и любители природы.
Закатами любовались и описывали в своих произведениях многие писатели, поэты, изображали живописцы и фотографы. Поговорим немного об этом. Известный журналист В. Песков в своей знаменитой рубрике "Окно в природу" в газете Комсомольская правда (2008. 31.01–7.02) писал: "Пришвин любил провожать вечернее солнце – выходил из леса на берег наблюдать, как светило, багровое и странно большое, катилось за горизонт над заречным селом. Я знал еще одного старика на Угре, он каждый вечер просил внуков выносить для него стул – "наблюдать заход солнца".
Замечено также: птицы смолкают в момент заката и, сидя на верхушках деревьев, в неподвижности наблюдают момент, когда день сменяется ночью".
Закаты вызывали восхищение и отражались в творчестве классиков литературы. Так, А.С. Пушкин в стихотворении "Тазит" писал:
"Уж потухал закат огнистый,
Златя нагорные скалы,
Когда долины каменистой
Достигли тихие волы".
М.Ю. Лермонтов в поэме "Черкесы" о закате писал:
"Уж в горах солнце исчезает,
В долинах всюду мертвый сон,
Заря, блистая, угасает".
А в восточной повести "Демон" он говорит о "часе торжественном заката", а снега Кавказа "отлив румяный сохраняя, сияют в темном отдаленьи".
Жаль, что объем данной заметки не позволяет привести цитаты из произведений других классиков нашей литературы: Н. Некрасова, И. Тургенева, К. Паустовского, С. Аксакова, И. Бунина, Куприна, В. Брюсова, К. Хетагурова, Т. Бесаева и др.
С закатом связано даже название хребтов. Так, в осетинском мифологическом словаре (2020, с. 115) отмечено: "На склоне, выше с. Кора в Дигорском районе расположено святилище Хурхоры Уастырджи. Над ним возвышается хребет, и в момент захода солнца кажется, что хребет съедает его, поэтому этот хребет назвали Хур-хор, поедающий солнце".
Закаты упоминаются в мифологии и религии. К примеру, известный археолог В.Х. Тменов в своей книге "Город мертвых" (1973, с. 29) писал: "В осетинской мифологии Бог мертвых Барастыр в ряде случаев разрешал усопшим навестить своих родичей, живущих на земле. Но при этом покойник, покидающий загробный мир, должен был вернуться назад до заката солнца, ибо после захода закрываются ворота в царство мертвых".
В книге З. Косидовского "Библейские сказания" (1975, с. 54) читаем: "Близится вечер… Солнце стало на краю небосклона, все кругом было озарено золотисто-багряным блеском…". По утренним и вечерним зорям (рассветам и закатам) проводилась ворожба у кабардинцев, что отмечал еще в 1885 г. В. Швецов в своем очерке о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями…
Такое яркое атмосферное явление, как закат, не могло обойти восторженных взглядов многих художников. В памяти всплывают полотна Н. Рериха "Зарево", Х. Тибилова, С. Кодоевой-Пироевой, А. Габуевой с одноименным названием "Закат", А. Бохова "Зимний закат".
К лучшим из пейзажей художника А.А. Иванова отнесен этюд "Аппиева дорога на закате солнца" (1845 г.). Упомянем также известное полотно художника А.В. Лентулова "Закат на Волге" (1928 г.). На картине художника Я. Ливенса "Вечерний пейзаж" изображены яркие красные и желтые цвета закатного неба на фоне коричневой земли и зеленой листвы деревьев. Пленительная закатная дымка, окутывающая вечерние дали с силуэтом собора св. Петра в картине "Рим и Понте Моле" (1754) основоположника английского пейзажа Р. Уилсона.
Скоротечное и неуловимое волшебное свечение неба при закатах дарит нам бесплатное представление по вечерам и говорит о том, что скоро отдых. Желательно отложить дела и полюбоваться этим световым представлением, когда небо излучает все краски, впитанные им за день, придавая им неземной золотистый оттенок… Да и облака, подсвеченные особенно снизу, имеют целую гамму оттенков – от бледно-лилового и розового, до соломенно-желтого и пурпурного. Кто-то сможет изумиться своим видениям и маленьким открытиям…
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30