Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
УЛИЧНЫЕ ТЕАТРЫ ДАРЯТ РАДОСТЬ

Грандиозный старт привел всех в восторг

13 июля во Владикавказе состоялось торжественное открытие первого театрального фестиваля "Вахтангов. Путь домой".

Карнавал в городе

Сотни людей в ярких маскарадных костюмах проследовали от площади Свободы до Русского академического театра им. Е. Вахтангова и обратно. Ростовые куклы знаменитых русских писателей и поэтов, артисты на ходулях, актеры лучших уличных театров России, Петрушки – такого Владикавказ еще не видел! Событие стало одним из самых красочных и масштабных зрелищ за последнее время. Шествие возглавляло шоу барабанщиков DrumTime, которые отвечали за настроение и задавали ритм всему действу.

Вместе с артистами по площади прошлись и вице-премьер республики Альбина Плаева, первый заместитель министра культуры Марина Романова, глава АМС города Владикавказа Вячеслав Мильдзихов, директор Театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок. Кроме того, в театральном шествии мог принять участие любой желающий, изготовив для себя костюм и реквизит вместе с мастерской "Картонии".

Затем состоялась церемония открытия фестиваля. Альбина Плаева от имени главы республики поздравила присутствовавших, а также поблагодарила всех артистов за то, что подарили Владикавказу такой грандиозный праздник.

Кирилл Крок отметил, что на протяжении недели Владикавказ превратится в театральную мекку России, когда самые интересные спектакли, самые известные театры будут радовать жителей города и гостей республики своими лучшими спектаклями. "Мы выравниваем культурное пространство нашей страны, стираем границы между Москвой, Питером и региональными центрами. А цель нашего фестиваля – подтвердить, что Владикавказ является культурной столицей России на Северном Кавказе", – сказал он.

Формат театральных шествий достаточно нетипичный для Северной Осетии. Именно поэтому, по словам директора фестиваля Алексея Никитина, пришлось изрядно потрудиться, чтобы все получилось, как надо. "Уличные театры, конечно же, по своей специфике отличаются от государственных, они не работают в закрытой театральной коробке, где уже есть все оборудование. Нам понадобилось некоторое время для организации всего процесса", – рассказал он.

После открытия фестиваля уличные театры порадовали публику своими спектаклями.

Спектакль на интерактиве

После карнавального шествия жителям и гостям столицы Северной Осетии предложили непривычное, но сразу же полюбившееся действо: лучшие уличные театры показали свои спектакли.

Все актеры трупп были на высоте. Спектакли построили на интерактиве, зрители легко подхватывали веселое настроение, царившее на площади Свободы, танцевали с артистам, играли на укулеле, изображали небесные светила. Представление захватило, закружило, развеселило. Несмотря на нешуточную жару, никто не расходился, с восторгом впитывая праздничную атмосферу. Взрослые веселились наравне с детьми.

Арт-директор программы уличных театров, основатель и руководитель театральной компании "Трикстер" Мария Литвинова пояснила, что уличный театр в России только развивается. Это довольно сложная форма. Уличные и драматические театры созданы совершенно по-разному: уличный артист всегда ловит случайный "трафик", случайного зрителя, который просто шел по площади, и уличное представление должно его не только поймать, но и удержать. Уличные театры имеют не привычную сцену, а импровизированный зрительный зал.

Артисты обычно немножко подняты над аудиторией, чтобы было всем хорошо видно. Это могут быть, например, какие-то тюки с сеном. Многие артисты работают на ходулях или в ростовых куклах. Специфика уличных театров: крупная, яркая форма. Мария Литвинова завершила свой рассказ словами: "Нам хочется дарить радостные эмоции".

Открыл серию уличных спектаклей театр "Странствующие куклы господина ПэЖо" (г. Санкт-Петербург). Это театр карнавальной культуры, маски, гротеска и буффонады; родился он в 1993 году. Актеры черпают вдохновение в Барочной опере, историческом фехтовании, восточных боевых искусствах, средневековых миниатюрах, Цирке Феллини... – буквально во всем. Странствующие куклы очаровывают зрителя своими одновременно страшными и прекрасными масками, волшебными историями и магией зрелища, восходящего к лучшим традициям европейского карнавала. Театр Пэжо получил первую премию в номинациях "Лучшая режиссура", "Лучший спектакль" и "Лучшая женская роль" на международном театральном фестивале "100, 1000, 1000000 историй" в Бухаресте в 2008, 2009 гг.; первый приз первоапрельского фестиваля Narrenes dager в Норвегии в 2007 году. Театр – лауреат всероссийской национальной премии театрального искусства "Арлекин" в номинации "Лучшая женская роль".

Театр "Странствующие куклы господина ПэЖо" порадовал 13 июля спектаклями "Декаданс" и "Могота". Первый – "Декаданс". Артисты в белых масках и костюмах, представляя фонарщиков, паяцев, Белую Даму, Арлекина и Пилигрима, восхитили выразительной пантомимой, интеллигентным юмором Северной Пальмиры. На сцене развернулась сюрреалистичная картина, где персонажи взаимодействуют не только друг с другом, но и со зрителями: осыпают конфетти, фотографируются со всеми желающими, запускают бумажные самолетики и листы с нотными записями, танцуют вместе со зрителями, которые начинают весело "аккомпанировать" артистам на игрушечных инструментах. Изредка маски слетают, и зрители видят смеющиеся лица артистов.

"Могота" погружает в древний мир русской фольклорной прозы, мир, созданный по мотивам сказок и быличек. О чем спектакль? О наших пращурах и о нас с вами, о тех детях, которые живут в каждом взрослом, о слабостях и о силе духа, об умении не унывать и видеть в обыденном чудо и радость. Реальный и ирреальный мир причудливо переплетаются. Колыбельную для младенца начинает мужик, а подхватывает ее домовой. Песнь перехватывают и деревенские птицы, и начинается фееричная жизнь сказочной деревеньки. Забавы ее жителей захватывают и зрителей, которые то весело торгуются, то соревнуются в меткости на импровизированной ярмарке.

Эстафету подхватил театр "Трикстер" (Москва) – один из самых успешных независимых театров России, основанный в 2010 году Марией Литвиновой и Вячеславом Игнатовым. Репертуар представлен в разных жанрах: здесь камерные моноспектакли, оперы, хореографические и драматические постановки... Коллектив создал более 40 работ, провел более 50 гастролей по России и по миру, организовал свыше 30 фестивалей.

"Трикстер" подарил детям научную постановку "Как создать Вселенную". Легко, с неожиданными сравнениями и бойкими каламбурами актеры знакомят зрителей с устройством Солнечной системы, да и что там – всей Вселенной. Зрители радостно включаются в представление, чтобы наглядно продемонстрировать расстояние между Землей, Луной и другими небесными телами. Зритель проникается идеей постоянного обновления и развития Вселенной, ему ненавязчиво объясняются векторы постоянного развития мира.

Воронежский Академический Уличный театр (ВАУ) появился в феврале 2022 года, и в мае того же дал первый спектакль. ВАУ театр – это команда талантливых актеров, ходулистов, акробатов, музыкантов, импровизаторов, которые исследуют новые формы и технологии для создания ярких и эффектных выступлений в родном городе и по всей России. Воронежцы покорили владикавказцев искрометной постановкой "Как царь Петр чего-то там...". Спектакль выдержан в стилистике лубка, органично соединяя традиции русских скоморошьих представлений, кукольного театра и европейского площадного искусства. Юмор вкусный, образы запоминающиеся, обаяние артистов безмерно.

Завершал выступление уличных театров на площади Свободы театр "Вокруг" (Санкт-Петербург) со спектаклем "Лунь". Театр "Вокруг" – авторский проект. Коллектив активно участвует в фестивалях по всей России. Сегодня в его репертуаре – 9 спектаклей.

"Лунь" создает на глазах у зрителей фантастическое пространство, растягивая гигантское космическое полотно, которое держат сами зрители. Это сказка, история четырех существ, прибывших на Землю с целью вырастить маленькую луну Лунь и отправить ее в ночное небо. На растянутом полотнище происходит лунное представление: танец кораблей, плавание луны, охота на акул и даже встреча с космонавтом. Зритель принимает непосредственное участие в создании спектакля-перформанса на протяжении всего представления.

Закончились представления уличных театров в первый день. Спасибо, порадовали!

Ай да Пушкин!

В рамках Первого всероссийского театрального фестиваля "Вахтангов. Путь домой" уличные театры России представили спектакли для семейного просмотра по произведениям Александра Сергеевича Пушкина.

В воскресенье наш чудесный солнечный парк преобразился. Ровно в полдень сразу на нескольких импровизированных площадках начались представления, сюжеты которых объединило одно великое имя – Пушкин. В принципе, поводов для выбора данной тематики вовсе и не нужно – народная любовь к нему безгранична, а его произведения читали все от мала до велика. Но, думается, повод все же был – 6 июня этого года весь мир отметил 225 лет со дня рождения великого русского поэта. Конечно, Первый театральный фестиваль не мог пропустить столь важное событие, но подошел к нему очень оригинально, отошел от формата, к которому мы привыкли. И вовсю шутил, смеялся, импровизировал – уличный спектакль всегда импровизация, удивлял и удивлялся.

Корреспонденты "СО" весь день работали на площадках. Старались успеть везде, но спасибо организаторам: все было продумано с максимальным удобством для зрителей. Некоторые спектакли шли с повтором, а где-то все же надо было сделать выбор.

Первый спектакль театрального центра из Мытищ "Петрушкина слобода" своим названием "Черная речка. Кукольная дуэль" заинтриговал сразу. Такая трагическая развязка в истории жизни поэта и всей русской литературы, и вдруг – куклы, да еще лубочный хохмач Петрушка. Как же так? Невероятно. "Толчок к созданию спектакля и выбору жанра дала песня Светланы Бель, – пояснила художник театра Светлана Рыбина. – Она и звучит перед постановкой. Вот мы и решили рассказать о дуэли Александра Сергеевича вот в такой анекдотичной форме. – Пушкин и анекдот? – недоумеваю я. – Ничего, никаких противоречий. Дело в том, что театр "Петрушкина слобода" занимается возрождением и реставрацией народных "петрушечных" представлений. И Пушкин сделан именно в такой стилистике. Люди работают на ширме, как петрушкой". Всего в репертуаре порядка 10 спектаклей. В основном, они связаны с сохранением культурного наследия народов России".

В ролях "балаганной" истории два актера: Влад Костин водит всех кукол по ширме, а Ирина Удачина – няня Арина Родионовна и музыкант. Спектакль свежий – премьера была недавно. Пересказывать сюжет нет смысла – скажу только, что "солнце русской поэзии" победил саму смерть. И все это действо преподнесено в такой шутливой, народной, фольклорной форме. Да, ведь это так на самом деле. Пушкин сегодня – в каждом доме, в каждой стране.

Следуем дальше по парку, а тут уже Моцарт и Сальери выясняют отношения около фонтана "Цапля". Причем иногда вместо героев "Маленьких трагедий" вдруг появлялись … Счастливцев и Несчастливцев из комедии "Лес" Александра Островского – эдакое раздвоение личностей. Зрители расположились кто на лестнице, кто на соломенных пуфах, и актеры театральной компании "Трикстер" ловко вовлекали публику в свои взаимоотношения. Вообще, практически все спектакли уличных коллективов иммерсивные. Так было и в прежние времена. Зритель не должен скучать, он должен откликаться на события, а еще лучше – в них участвовать. "Трикстеру" вообще браво! Он дал максимальное количество представлений. Его "Лукоморье" заворожило и очаровало, а спектакль "Записки Черномора", где солировал талантливый Сергей Мелконян, вывел половину зала на сцену, дал в руки реквизит и сказал – играйте! Вот и играли зрители и Людмилу, и Руслана и много кого еще.

– В постановку Арсения Эпельбаума "Моцарт и Сальери" сегодня актеры решили добавить монолог Гамлета. "Неожиданно даже для меня, – улыбается арт-директор программы уличных театров Мария Литвинова. – Полная импровизация. В принципе в этом спектакле ребята всегда отталкиваются от обстоятельств, подстраиваются под локацию, В этом и суть уличных театров. А "Записки…" построены на интерактиве. Бессмертный Черномор рассказывает о делах давно минувших дней. Сергей играет один, но он мастерски находит партнеров в зрительном зале. Очень довольна. Отлично прошел спектакль, хорошая площадка, теплый зритель".

Что касается театра "Странствующие куклы Господина ПэЖо", то это просто космос. Большие профессионалы, несомненно. Выразительные маски, наполненные смыслом образы, акустика, питерский дух – все в десятку. Наблюдать их одно удовольствие. В воскресенье они представили действо с ярким названием "Саша спит". И Саша (А. С. Пушкин), действительно, уснул под протяжную колыбельную няни Арины Родионовны. Духи сна – Морфеусы окутали его и зрителей белой дымкой… В общем, волшебство, очарование, да и только!

Заслуженные аплодисменты вызвал и спектакль театра "Вокруг" из Санкт-Петербурга "Сашины сказки". Прокрутив время назад от роковой дуэли к детству поэта, все, и постановщики, и зрители утверждают: Саша жив! Пушкин жив! И это нисколько не подвергается сомнению.

День Пушкина стал настоящим праздником для Владикавказа. Столько эмоций... Впечатлила стилистика – поэт-то, оказывается, не памятник, а живой человек, яркая, с элементами гротеска подача темы, виртуозная актерская игра. Получился эдакий фестиваль в фестивале. По отзывам жителей и гостей столицы, формат им пришелся по душе. Значит, продолжение возможно.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика