Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Легенда осетинской гидроэнергетики"

Они были первыми

 Летом 1950 года строительство Дзауджикауской ГЭС, одной из старейших станций Северо-Осетинского филиала РусГидро, было завершено, она была принята государственной комиссией в промышленную эксплуатацию. Запуск этой гидроэлектростанции, несомненно, повлиял на судьбу Хаджумара Салаевича МАКОЕВА, ставшего пионером в области осетинской гидроэнергетики. Он закладывал фундамент для будущего Терского каскада, а также руководил строительством Дзауджикауской и Эзминской ГЭС. 

Хаджумар родился в 1913 году в селе Магометанском (Чикола). В возрасте четырех лет потерял отца, поэтому ему пришлось быстро взрослеть, чтобы стать опорой семьи для своей матери Лезинки, сестер Мимонат, Анисы и брата Хамби.

Лишь в десятилетнем возрасте он впервые переступил порог школы. После трех лет обучения Хаджумару пришлось оставить ее ради работы пастухом. В это время в селе организовали комсомольскую ячейку, что пробудило у Хаджумара интерес к общественной жизни. В октябре 1929 года комсомольская организация направила его на учебу в фабрично-заводское училище для будущих рабочих на "Кавцинке" во Владикавказе.

Став квалифицированным электромонтером, начал трудиться на заводе, позже поступил в электромеханический техникум в Пятигорске. Интересно, что именно в 1934 году это учебное заведение было переведено в Орджоникидзе. В то же время заработала Гизельдонская ГЭС, которая стала важным объектом для производства электроэнергии. Именно на этой станции Хаджумар приобретал практические навыки и после завершения обучения в 1937-м вернулся туда, чтобы посвятить себя гидроэнергетике. Вскоре его назначили техником-лаборантом, а уже через три месяца – начальником электроцеха.

В 1940 году Хаджумар Макоев был призван на службу в Красную армию, где ему пришлось участвовать в событиях финской войны. Пуля противника его миновала, но вскоре он серьезно заболел, подхватив туберкулез и язву желудка, из-за чего в 1941 году его вынужденно демобилизовали. Домой вернулся уже больным человеком и устроился на работу в Гизельдонскую ГЭС, где его и застало начало Великой Отечественной войны. В 1942 году, когда оборона Орджоникидзе велась с особой ожесточенностью, Гизельдонская ГЭС оказалась под угрозой оккупации.

Хаджумар Салаевич, занимавшийся вопросами безопасности на гидроэлектростанции, делился подробностями о событиях, когда немецкие войска приближались к станции: "По решению высшего командования страны на ГЭС демонтировали ключевое оборудование: два основных гидроагрегата, шесть блоков трансформаторов, шесть масляных переключателей и другие компоненты. Их должны были перевезти на расстояние в 30 км по горным тропам до ближайшей железнодорожной станции. В процессе транспортировки возникали сложности: сани, собранные из рельсов, не выдерживали нагрузку – например, только ротор генератора весил 32 тонны, из-за чего приходилось перегружать оборудование на новые сани, – рассказывал он. – Танки, предоставленные армейским руководством, были задействованы для перевозки грузов. К последним дням октября большая часть оборудования, предназначенного для транспортировки, была успешно отправлена в Среднюю Азию. На гидроэлектростанции продолжал работать лишь один гидроагрегат в комплекте с группой однофазных трансформаторов, обеспечивавший электричеством работавшие на тот момент заводы, городские службы столицы республики и бесперебойное функционирование грузоподъемного оборудования на маршруте "Подпурт – Кахтисар". Этот маршрут соединял нижнюю точку Гизельдонского ущелья с плато, выходившим к маршрутам поставок боеприпасов и продовольствия для военных, воевавших в Дигорском и Алагирском ущельях, отрезанных от основных войск Красной армии.

Те же методы использовались для поставок вооружения и обмундирования партизанским подразделениям. Однажды мне довелось стать ответственным за действия, связанные с установленной взрывчаткой на критически важном оборудовании".

В заключительные месяцы 1947 года Хаджумар был переведен на строившуюся Дзауджикаускую ГЭС. Его задачи выходили далеко за рамки простой рутинной работы. Он должен был не только заниматься подбором и обучением персонала, который впоследствии должен был эксплуатировать станцию, но и тщательно следить за процессом строительства и установки оборудования. Ситуация осложнялась из-за несоответствия поставок: вместо обещанных трех гидроагрегатов по программе ленд-лиза от американцев пришли только два, и один пришлось изготавливать в кустарных условиях на Урале. Это вынудило вносить коррективы в уже готовую техническую документацию.

В то время, когда шло активное строительство ГЭС (среди работавших были замечены даже немецкие военнопленные), параллельно возник новый поселок для сотрудников ГЭС. Хаджумар Салаевич буквально жил на стройке, не чураясь самой тяжелой работы с бетоном в ночные смены. И когда станция уже заработала, но иногда случались технические неполадки, Салаевич блестяще находил выход из положения, сводя убытки к минимуму.

В сентябре 1953 года Хаджумар Салаевич получил предложение стать заместителем управляющего компанией "Севкавказэнерго". Эта должность была достаточно значимой, однако офисная работа казалась ему монотонной по сравнению с динамичной деятельностью на электростанции. Спустя год Х.С. Макоев выразил желание вернуться на производство, чтобы слушать, как он говорил, "свою любимую симфонию" – звуки работающих турбин. Его просьбу удовлетворили и он продолжил деятельность на Эзминской ГЭС.

В 1960 году произошло значимое событие в индустрии республики – создание дирекции гидроэлектростанций в рамках "Севкавказэнерго", которое объединило все ГЭС Северной Осетии.

До 1975 года, пока не ушел на заслуженный отдых, Хаджумар Салаевич занимал должность руководителя "Севкавказэнерго". Он проявил себя как настоящий лидер большого коллектива. Макоев особенно высоко ценил работников за их подход к делу, был строг, но справедлив и никогда не позволял, чтобы права сотрудников были нарушены. В ситуациях, когда технические задачи ставили под сомнение успех, он очень грамотно анализировал мнения экспертов, принимал на себя ответственность за принятые решения, и возникавшие препятствия преодолевались.

В своих мемуарах главный инженер "Севкавказэнерго" В. Г. Попов подчеркивал, что его коллега был одним из первых, кто заслужил награду "Заслуженный энергетик России". Об этом человеке все, кому довелось с ним работать, высказывались с большим теплом и уважением.

Хаджумара Салаевича Макоева не стало 11 сентября 1977 года. Но светлая память о нем живет до сих пор в сердце каждого, кому довелось знать этого Человека. А на фасаде административного корпуса Дзауджикауской ГЭС, на мемориальной доске, установленной еще при жизни талантливого директора, увековечено его имя.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика