Сплетая реальность и вымышленные события, художники сотворили историю гения
25 июля в Северо-Кавказском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина откроется проект "Вечный Пушкин. Мифы сестер Арендт", который продолжит пушкинскую тему, начатую в рамках программы "Лето с Пушкиным", посвященной 225-летию со дня рождения поэта. Проект представит скульптуры, вышивки, объекты.
Мало кто может похвастаться знанием своей родословной протяженностью в два века. Художники Наталия и Мария Арендт владеют информацией о подробностях жизни своих прямых предков, включая "первого Арендта" – шведского артиллериста, оказавшегося в России в качестве военнопленного еще при Петре I. Наталии и Марии повезло. Как принято сейчас говорить, они выиграли в генетическую лотерею: что ни предок и родственник –то личность исторического масштаба, прославившаяся на поприще медицины, искусства и даже воздухоплавания. Жить, ощущая за спиной силу и мощь своих великих предков, – это и подарок судьбы, и ответственность.
Унаследовав от бабушки, скульптора Ариадны Арендт, склонность и любовь к искусству, продолжая творческую линию династии, Наталия и Мария могли бы бесконечно черпать темы и идеи для своих проектов из фамильных преданий, больше похожих на семейные саги, и из сюжетов, связанных с семейными реликвиями. Тем более что главным хранителем и исследователем истории семьи Арендт является папа художниц Юрий Арендт.
Род славен не только художниками, но и докторами. Прапрапрадедушка сестер Арендт Андрей Федорович Арендт был лечащим врачом Василия Жуковского и Александра Пушкина, а его брат Николай Арендт, лейб-медик императора Николая I – одним из врачей, которые оказывали последнюю помощь умиравшему Пушкину. Опытный военный врач, за плечами которого было свыше 800 операций в полевых условиях только в ходе войны 1812 года, оказался бессилен перед последствиями сложного ранения.
Трагический факт неспасения предком поэта остался скорбной страницей в истории семьи, а Наталию и Марию вдохновил на серию работ, связанных с именем Александра Сергеевича. Словно испытывая чувство причастности к великой трагедии в истории культуры, художницы придумали способ, обещающий второй шанс и своему предку Николаю Арендту, и поэту. "Ценная бандероль" – аппликация из тканей с вышитыми неверным стежком скляночками, в которых – чудодейственный порошок пенициллина, отправлена "до востребования" в прошлое, чтобы спасти классика русской литературы. Этот художественный жест направлен на то, чтобы изменить ход событий: остановить остро развивающийся перитонит у раненого гения, дать ему выжить, а своего пращура избавить от досужих обвинений и оправданий.
История со спасительным пенициллином получила развитие. Теперь предстояло домыслить судьбу для выздоровевшего Александра Сергеевича. Оставляя за скобками вопрос, уместно ли вольное обращение с памятью и именем "солнца русской поэзии", Наталия и Мария намерили ему клиническую смерть и новую жизнь непоэта после: "…Представим себе, что наш классик, чудом выжил, но, пережив клиническую смерть, сильно изменился, настолько, что даже изменил литературе. Будучи отцом русского китча, толкователем сновидений, большим забиякой, великим созерцателем и предсказателем будущего, этот уже непоэт стал искать других глубин, других выразительных средств…"
Возвращение к жизни возможно только в кино, и в истории возникает видео-арт с анимированным Пушкиным – в роли поэта – Саша П. (Александр Петрелли), художник, галерист, исключительно похожий на Александра Сергеевича. И здесь не обошлось без магии. Сквозь транс и сновидения, порожденные каким-то синкретическим культом, возникает знакомый образ с поседевшими бакенбардами, одетый по новой моде.
Стоило только начать! И вот уже по воле воображения художниц появляется новая пушкинская генеалогия, проиллюстрированная артефактами в виде скульптур Наталии Арендт, отсылающих, конечно же, к африканским традиционным деревянным фигурам. И без того отличающиеся нарочитой гротескностью, они доведены до совершенного абсурда кудрявыми париками времени Петра I и его арапа Ганнибала – прадедушки Александра Сергеевича.
Мария Арендт вышивает "африканскую историю" Пушкина, помещая поэта и его предков в экзотический африканский антураж. Скупыми изобразительными средствами – темный стежок на старинных цветных, будто окрашенных натуральными красителями тканях – Мария выводит тонкой линией сюжет из жизни маленького абиссинского мальчика до того как он стал Ибрагимом Ганнибалом, прадедушкой гения русской словесности.
Сплетая реальные и вымышленные события, Мария и Наталия творят историю гения, которая почему-то совершенно не кажется абсурдной. Может, потому, что реальная жизнь Александра Сергеевича полна была и абсурда, и божественных откровений, и страшных предсказаний, которые имели свойство сбываться. И кажется, что Пушкин совсем не был бы против подобных выдумок о себе, а может, и сам приложил бы к ним руку…
В рамках проекта запланированы творческая встреча с художниками Наталией и Марией Арендт и концерт солистов Театра оперы и балета – филиала Мариинского театра в РСО–А.
Открытие проекта – 25 июля в 17:00. Вход свободный.
Узнать подробнее о публичной программе, получить подробную информацию и приобрести билеты можно на сайте https://alanicamuseum.art/ 12+
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30