Прошла неделя I всероссийского театрального фестиваля "Вахтангов. Путь домой", насыщенная разными творческими вечерами, образовательными программами и показами спектаклей, карнавалом и шествием уличных театров, став уже историей. "СО" следила за всеми мероприятиями, материалы о которых публиковались в каждом номере.
В завершающем неделю интервью с Кириллом Кроком, директором Московского театра им. Е. Вахтангова, была высказана мысль о том, что театральная журналистика – это глобальная проблема. "В Москве и то театральных критиков мало, – отметил Кирилл Крок. – Театральная журналистика не в каждой московской газете представлена. Это глобальная проблема. Этому надо учить, и даже не с точки зрения критики, а с точки зрения подачи новостного материала. Будем думать, чтобы на следующий фестиваль в рамках образовательной программы привезти с лекцией журналиста, который освещает вопросы театра". Сразу вспомнились занятия и встречи с Жанной Харитоновной Плиевой (к сожалению, ее уже нет с нами).
Интеллигентная, умная, добрая, справедливая. Именно такой была известный театровед Осетии и России, старший преподаватель факультета журналистики Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, бессменный завлит Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева, заслуженный деятель искусств РСО–А Жанна Плиева.
Талантливая девочка родилась и росла в семье корифеев национальной культуры. Отец ее – известный осетинский поэт Харитон Плиев, мама – видный деятель музейного дела, дочь известного осетинского поэта и просветителя Георгия Цаголова Мария. С малых лет одним из любимых мест для нее стал театр. Наверное, в те годы и зародилось в Жанне Харитоновне умение понимать и чувствовать красоту мира. Впоследствии преданность театру и самоотверженное служение ему она доказывала конкретными делами, которые действительно были признаны не только в масштабах Южной и Северной Осетий, но и в научно-культурных кругах нашей великой страны.
Будущий театральный критик, успешно окончив среднюю школу №18 города Владикавказа, поступила на факультет театроведения в Государственный институт театра, музыки и кинематографии в г. Санкт-Петербурге. Здесь наставником Жанны Харитоновны стал один из зачинателей Российской школы искусствоведения, известный журналист, публицист, доктор искусствоведческих наук, профессор Сергей Цимбал. С первых же дней учебы она проявила любознательность, ответственность и большой интерес к изучаемым предметам, а в глазах своего учителя девушка всегда желала быть на должном уровне. Она самоотверженно готовила себя к сложной, но величественной миссии – служению Театру.
После окончания института Жанна Харитоновна продолжает учебу в аспирантуре, на факультете национальных театров Государственного института театрального искусства имени Луначарского (ГИТИС) в Москве (ныне – Академия театрального искусства). С большим интересом и невероятной отдачей она приступает к написанию диссертации. Под руководством своего научного руководителя, известного искусствоведа, профессора Георга Гояна исследует творческую индивидуальность деятельности поколения актеров, режиссеров Северо-Осетинского государственного драматического театра (ныне – Северо-Осетинский государственный академический театр имени Владимира Тхапсаева), с начала постановки первых спектаклей в 1935 году до начала 70-х годов двадцатого века. Ее монография под названием "Героика и романтика на осетинской сцене" отдельной книгой вышла в государственном издательстве "Ир". Изданию дали высокую оценку не только педагоги Жанны Харитоновны на кафедре национальных театров ГИТИСа, но и ведущие актеры и режиссеры Осетии и всего Северного Кавказа. После окончания театрального института она была приглашена в Северо-Осетинский государственный драматический театр на должность заведующего литературной частью.
Принципиальность, основательность, творческий неординарный подход, трепетное отношение, внимательность к каждому из актеров, режиссеров, драматургов проявлялись на всех этапах работы от читки и разбора пьесы за столом до премьерного показа. Жанна Харитоновна все делала безупречно, была настоящим профессионалом своего дела, помощником, добрым советчиком, требовательным соратником, единомышленником, а главное – другом для служителей национального сценического искусства разных поколений. Для того чтобы написать пьесу, драматург тратит немало сил, творческой энергии. А для того чтобы из его творения родился достойный спектакль и был принят поколениями ценителей искусства и творческой интеллигенцией, требуется работать до седьмого пота. Именно так работала с драматургами, режиссерами, актерами, художниками по костюмам и декораторами Жанна Плиева. И всегда их ждали большой успех, высокая оценка спектакля театральными критиками республики и страны, а также любителями театра Осетии и России.
Жанна Харитоновна подготовила и издала отдельными книгами монографии о народном артисте Советского Союза Владимире Тхапсаеве, об истории Русского академического театра имени Евгения Вахтангова (в соавторстве с Иннокентием Русановым и Мариной Литвиненко), о жизни и многогранной творческой деятельности известного гармониста, музыканта, просветителя, дирижера, народного артиста РФ Булата Газданова, буклет "Северо-Осетинский государственный театр" и другие. Уже находясь на заслуженном отдыхе, она писала монографию о выдающемся артисте театра и кино Бимболате Ватаеве (рукопись монографии не издана).
Еще в годы учебы в аспирантуре Жанна Харитоновна начала активно сотрудничать как собственный корреспондент с редакцией известного на всю страну журнала "Театральная жизнь". На его страницах регулярно появлялись статьи об истории театрального движения нашей республики, рецензии на спектакли Осетинского и Русского, Музыкального театров Южной и Северной Осетий, очерки об известных осетинских актерах Елене Туменовой, Маирбеке Икаеве, Бимболате Ватаеве, Анатолии Дзиваеве...
В начале девяностых годов прошлого столетия у нас в республике зарождаются новые творческие коллективы: государственный конный театр "Нарты" и молодежный театр-студия "Амыран". С большой радостью Жанна Харитоновна помогает этим молодым тогда еще коллективам находить свой особый путь к сердцу зрителей. Она становится непосредственным участником творческой работы режиссеров и артистов. Пишет статьи о первых их спектаклях, публикует их в республиканских газетах и журналах, печатных СМИ страны.
А еще Жанна Харитоновна создала и долгое время руководила детским кукольным театром при своей родной 18-й владикавказской школе. Коллектив не раз становился участником и победителем городских и республиканских конкурсов школьных театров.
А какие она проводила лекции и практические занятия! И тоже на высоком творческом и научно-познавательном уровне. Более 10 лет была старшим преподавателем факультета журналистики СОГУ. Ее уважали и ценили студенты и коллеги. Под ее научным руководством успешно защищено немало дипломных проектов о жизни и творчестве выдающихся мастеров осетинского театра, кино, художниках, писателях и поэтах. Также многие из этих трудов были изданы отдельными книгами и сейчас, как и сами научные работы Жанны Харитоновны, пользуются популярностью среди многих представителей творческой и научной интеллигенции Осетии и России.
... Четыре года назад известный театровед, наставник, верный помощник и друг многих поколений деятелей национальной культуры Жанна Харитоновна Плиева ушла из жизни. Но светлое имя живет в наших сердцах. Будем помнить всегда ее добрые наставления и заветы как яркий пример самоотверженного служения родному народу.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30