Наша задача – научить ребенка получать от гаджетов не только удовольствие, но и пользу
Число пользователей интернета с каждым днем увеличивается, причем доля несовершеннолетних в нем очень велика. Для многих всемирная паутина становится информационно-образовательной средой. Однако большой процент информации, доступ к которой является свободным, не предназначен для детей по определенным этическим и моральным нормам.
Поэтому проблемы предоставления безопасности в киберпространстве особенно актуальны в обществе. В этой статье мы попытались проанализировать связь между безопасностью детей и негативным влиянием на психическое состояние ребенка, определить сопутствующие физические и психологические симптомы, установить причины интернет-зависимости, а также способы их предотвращения.
Как отметил руководитель Северо-Осетинского отделения Гражданского комитета РФ, главный внештатный детский психиатр Минздрава РСО-А, заведующий детским отделением ГБУЗ "Республиканская психиатрическая больница", член экспертной группы комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве Северной Осетии Эрик Кодзаев (на фото – во время беседы с детьми), фактически каждый обратившийся пациент в той или иной мере имеет уже такую зависимость.
"Сегодня, можно сказать, все "подсели" на социальные сети. Это происходит естественным образом, ведь даже на государственном уровне все привязано к сетевым программам, электронным формам ведения документации. Также и в системе образования используются мессенджеры. Поэтому когда мы собираем анамнез, беседуем с родителями, с детьми и подростками, то, как правило, можно услышать одну общую фразу: несовершеннолетние целыми днями используют гаджеты. Конечно, в поле нашего зрения попадают и такие пациенты, которые очень от этого зависимы. Но, к счастью, когда доходит до крайних форм – это нечастое явление. В этом случае – уже не просто "просиживание в сети", а изменение психологического и эмоционального состояния человека. И можно говорить о прямой наркозависимости, это относится к этой же категории", – отметил Эрик Хазбиевич.
Также специалист разъяснил: если ситуация доходит до такой зависимости, то уже наблюдается состояние со всеми признаками привязанности, даже, можно сказать, подобие "ломки". Правда, в ее основе – социальные сети, а не какое-либо психотропное вещество.
"Демонизировать современные технологии – не лучшее решение. Мы вынуждены идти в ногу со временем. Поэтому основная наша задача - научить ребенка получать от общения с гаджетом не только удовольствие, но и пользу. Познакомить детей с возможностью обучения на различных платформах, своим примером показать, что Интернет открывает море возможностей и не стоит ограничиваться играми и соцсетями"
Когда возникает такая форма, все идет по стадиям, меняется поведение человека. Это агрессия, игнорирование, невыполнение своих детских, подростковых обязанностей. Ребенок теряет интерес к учебе, перестает выполнять домашние обязательства и все время тянется к соцсетям. То есть возникает прямая потребность что-то просматривать, играть онлайн.
Сегодня технологии шагнули достаточно далеко. Мы можем посмотреть картины Третьяковской галереи не выходя из дома или виртуально посетить "Поезд Победы". Но тут есть обратная сторона медали – негативное влияние на психику, эмоции детей и взрослых, если они злоупотребляют использованием гаджетов.
Ну и, конечно, опасность для неокрепшей психики представляет деструктивный контент, или так называемый токсический Интернет: негативная, отрицательная информация. Самое из этого безобидное: навязчивая реклама. Каждый из вас наверняка замечал: стоило чем-то заинтересоваться, и через некоторое время из всех гаджетов начинает вылезать информация "по теме".
Эрик Кодзаев уверен, что может быть зависимость и психологическая, и физическая, но сегодня речь идет о первом типе. Хочется, конечно, отметить, что неправильный режим использования компьютеров и гаджетов приводит, как минимум, к нарушению осанки, снижению зрения, возникновению головных болей. Человек уже меняет свой обычный режим на неправильный, непривычный. Можно наблюдать, что нарушаются режимы питания, сна. Дальше речь идет о психологическом воздействии. Это признаки агрессии, раздражительности. Заменяется обычное человеческое общение на виртуальное. Личность превращается в "социального аутика". Речь не в прямом смысле о психическом заболевании "аутизм", а когда социальная сфера позволяет людям войти в такую зависимость. Это все ярко выражалось в период ковида, когда все оказались в закрытом режиме взаимодействия, поскольку ритм и деятельность в тех условиях не позволяли активно общаться. В целом такая зависимость разрушает личность. Статистики по данной теме, наверное, не ведется, но надо бить тревогу, потому что уже доказано практикой: гаджеты и социальные сети могут отрицательно влиять на социум, особенно на подростков. Более того, следует заметить, пока таких программ, направленных на полную реабилитацию зависимых, не ведется.
"Когда в наше отделение поступают дети, то первое, с чего начинается реабилитация, – полное исключение гаджетов, – говорит Эрик Хазбиевич. – Это позволяет сразу прописать пациентам специальный по своей структуре и специфике режим. С точки зрения психологии и психиатрии, это как раз и есть шаг, ограничивающий человека в злоупотреблении. Но ограничения полностью не решат вопрос. Если человек зависим, то он так просто от всего не отказывается. Тут важно переключение на другой вид деятельности. Поскольку у нас специфическое медучреждение, то это реабилитация в форме работы с пациентами. Прописываются индивидуальные маршруты, изучается эмоциональный, психический фоны, составляется так называемый психологический портрет. Прежде всего, мы к пациентам обращаемся как к личностям, и в зависимости от этого, включаются специалисты: это психолог, психотерапевт, педагог-воспитатель, и тогда прорабатываем следующие шаги для последующей реабилитации. Это арт-терапия, музыкотерапия, у нас есть сенсорная комната, спортивно-игровая зона. Также существует такое понятие, как трудотерапия. Каждое утро начинается с того, что у нас проводится линейка под руководством педагога-воспитателя. Из числа самих подростков и родителей, которые имеют возможность с ними находиться, выбирается староста, происходит диалог между сотрудниками и пациентами, рассматривается пройденный день, выслушиваются пожелания, предложения, замечания. Сейчас уже можно сказать, что у нас были пациенты, которые поступили с девиацией в поведении и выраженной зависимостью от гаджетов, но они сами в себе раскрывали новые потенциалы в искусстве".
"У мозга есть только один центр удовольствия. Цифровая игра действует точно так же, как наркотик. Разумеется, воздействие слабее, но механизм тот же. Мозг получает "легкий" дофамин. Усилий не требуется. Соответственно, участки мозга, отвечающие за развитие интеллекта, грубо говоря, остаются без работы. Со временем, помимо развития зависимости, это приводит еще и к снижению когнитивных функций – памяти, внимания, самоконтроля.
Возраст пациентов, поступающих с интернет-зависимостью, средний и старший. В основном дети с 10 лет начинают активно пользоваться, но в психиатрическое отделение чаще попадают 12-13-летние подростки. Это обосновано возрастными критериями: они более взрослые и шире пользуются возможностями Интернета.
Чтобы этого не случилось, в дошкольном возрасте, когда идет формирование личности, должен быть запрет по использованию гаджетов, уверен детский психиатр. А с более старшего возраста необходимо продумать механизмы, которые позволяли бы ограничивать время использования компьютеров до разумных пределов.
"К сожалению, сейчас просто взять и огородить детей от пагубного воздействия всемирной паутины невозможно. Мы над этим работаем, как специалисты прописываем рекомендации. У нас есть свои, исходя из нашего профессионального опыта, наработанные предложения, но тут должна быть предусмотрена поэтапная программа. Необходимо разработать федеральный проект, который бы позволил делать это полноценно на государственном уровне, потому что сейчас сложно это все отследить. Ну а пока важно проводить разъяснительную, профилактическую работу с родителями, которые, увы, сами демонстрируют своим детям эту самую зависимость"...
Также свое мнение высказала врач-невролог Центра реабилитации инвалидов и граждан пожилого возраста, мама двоих детей Мадина Газзаева. Она отметила, что в условиях современных реалий крайне тяжело оградить детей от общения с цифровым миром на 100%.
"Мои дети имеют доступ к сети Интернет практически ежедневно. Однако всё происходит под контролем со стороны взрослых. Сейчас имеется большое количество возможностей, помогающих родителям не пустить на самотëк общение детей с цифровыми технологиями. В нашем случае используется программа "родительский контроль", установленная в личных гаджетах детей и других доступных для них электронных приборах (планшеты, компьютер, smart TV и т. д.). Контроль ограничивает экранное время (не более 2-2,5 часа в день), а также доступ к различным сетевым ресурсам. Ребенок не имеет возможности установить приложение или скачать игру, если не дано согласие родителей.
Демонизировать современные технологии – не лучшее решение. Мы вынуждены идти в ногу со временем. Поэтому основная наша задача – научить ребенка получать от общения с гаджетом не только удовольствие, но и пользу. Познакомить детей с возможностью обучения на различных платформах, своим примером показать, что Интернет открывает море возможностей и не стоит ограничиваться играми и соцсетями", отметила Мадина Юрьевна.
Также врач-невролог рассказала, что мозг ребенка настроен на обучение. Но 99% детей не используют смартфоны и другие гаджеты для этого. Поэтому КПД от времени, проведенного за использованием мобильного устройства, стремится к нулю. Дети пользуются с их помощью социальными сетями, играют в видеоигры, смотрят короткие видеоролики, не несущие практически никакой смысловой нагрузки. Их мозговые способности анатомически, физиологически и по-человечески не развиваются. Что касается активации центров удовольствия, то здесь выявляются особо опасные тенденции. Если, например, сравнить мозг человека после употребления наркотических веществ с мозгом того, кто восемь часов провел за компьютерной игрой, то МРТ покажет, что возбуждены одни и те же участки. У мозга есть только один центр удовольствия. Цифровая игра действует точно так же, как наркотик. Разумеется, воздействие слабее, но механизм тот же. Мозг получает "легкий" дофамин. Усилий не требуется. Соответственно, участки мозга, отвечающие за развитие интеллекта, грубо говоря, остаются без работы. Со временем, помимо развития зависимости, это приводит еще и к снижению когнитивных функций – памяти, внимания, самоконтроля. Согласитесь, это не лучшая перспектива для человека, только начинающего жить.
Надо признать, мы в каком-то смысле угодили в ловушку и весьма коварную: нейрохимическую и потребительскую. Выбраться оттуда возможно. Это можно сделать мелкими, но последовательными шагами.
В современном мире родителям приходится много работать. Вместо их внимания дети и получают смартфон. Эдакое лекарство от скуки, заодно приглушающее голос совести взрослых. Но вспомним, как росли мы сами. Скучают дети совсем недолго. Их мозг приспособлен для развития, коммуникации и креатива. Нужно лишь слегка помочь. Ни в коем случае нельзя полностью заменять живое общение на общение с цифровыми технологиями. Да, иногда можно дать послабление. Например, телевизор менее вреден, особенно если это просмотр хорошего фильма с интересным сюжетом. А лучшее, чем можно разбавить частое общение с гаджетами – чтение книг. Эффект от этого уникален, поскольку во время чтения мы погружаемся в мир воображения. Таким образом, формируются новые нейронные связи.
Словом, здоровье и будущее наших детей – в наших руках…
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30