В свои 92 Алихан Михайлович БОСИЕВ энергичен, бодр и общителен. Возможно, потому что всю жизнь он прожил в поселке Мизур, где особенный воздух и высокие горы, кажется, придают человеку жизненных сил. Родился в высокогорном селении Ногкау, в многодетной семье, в школу пошел в Мизуре и здесь же, повзрослев, обрел профессию, которой отдал более 66 лет. Впрочем, на несколько лет Алихан все же уезжал из родного поселка... Но обо всем по порядку.
Отец Алихана погиб на Великой Отечественной войне в 1943 году, когда мальчику едва исполнилось одиннадцать. В этом возрасте он остался в доме за мужчину, ведь у него были старшая сестра и еще трое младших. Сказать, что семья жила трудно – ничего не сказать. Алихан, окончив восемь классов, решил пойти на работу, чтобы приносить в дом хоть какие-то деньги. Попросился в Ногкаускую геологоразведочную партию, но начальник был категоричен: "Тебе же только шестнадцать, какую работу я могу тебе предложить?!" Но то было послевоенное время, рабочих рук не хватало, и парень все же был принят на шахту в качестве вспомогательного рабочего.
– Я еле держал в руках пятикилограммовую кувалду, которой наносил удар за ударом по породе, – рассказал Алихан Михайлович о начале своей трудовой биографии. – Первая сотня ударов, потом вторая, и так – весь рабочий день, до полного изнеможения. Почти всю работу шахтеры выполняли вручную. Породу грузили лопатами, через десять-двенадцать дней они приходили в негодность, их меняли, тележки тоже возили шахтеры. Спецодежду занашивали до дыр. Но я старался держаться, не подводить коллектив. Всю зарплату до копейки отдавал маме. А потом меня призвали в армию. Я служил на Западной Украине, в Танковых войсках, после обучения стал командиром танка. Мне предлагали остаться на сверхсрочную службу, но вернулся домой: мама тяжело болела, а в доме были младшие дети. Работать пошел на шахту буровым мастером, добывал руду в месторождениях Ногкау, Архона, Згида, Хода, Холста, Джимидона… На всю жизнь я запомнил шахтеров, с которыми бок о бок трудился многие годы. К сожалению, сегодня никого из них уже нет, но их имена навсегда вписаны в историю предприятия.
Двадцать лет Алихан Босиев отдал геологоразведочным работам на месторождениях Садонской группы, его посылали туда, где было особенно трудно и нужны были его опыт и практические знания. А в 1971 году старшего бурового мастера Алихана Босиева включили в состав группы советских специалистов для оказания технической помощи в освоении минерально-сырьевой базы в Монгольской Народной Республике. В течение двух лет он с честью выполнял поставленные перед ним задачи. Алихан Михайлович с теплотой вспоминает монгольских специалистов, с которыми подружился, жизнь в юртах, жаркий климат, который чем-то напоминал климат родной Осетии.
Получить профильное образование Алихану Босиеву так и не удалось: у него уже была своя семья, в которой подрастали два сына, да и постоянная загруженность на работе вряд ли дала бы учиться. Но, видно, был в нем природный талант к шахтерскому делу. Даже профессиональное заболевание – силикоз не заставили его расстаться с любимой профессией. С 1982 по 2015 год он трудился на важнейшем и ответственном посту, являясь руководителем взрывных работ на проходке открытых и подземных горных выработок.
За многолетний и добросовестный труд и за вклад в укрепление минерально-сырьевой базы Северной Осетии А. М. Босиев неоднократно поощрялся почетными грамотами руководства ОАО "Севосгеологоразведка", ему было присвоено звание "Ветеран труда", а за разведку рудной зоны Бозанг он был удостоен звания "Отличник разведки недр".
По примеру старшего брата стал шахтером и Герман Босиев. Он пришел в геологоразведочную партию семнадцатилетним пареньком и отдал шахтерскому делу не один десяток лет. Герман Михайлович также имеет множество ведомственных наград и по праву считался одним из лучших шахтеров Осетии.
– К работе шахтера в полной мере относятся слова из известной песни – она тоже и опасна, и трудна, – говорит Алихан Босиев. – Иногда, вспоминая работу под землей на глубине 250 метров, а потом и взрывные работы, я удивляюсь, что смог дожить до своего возраста. Пожалуй, на сегодняшний день я самый старший шахтер в Осетии. И я счастлив, что когда-то выбрал эту тяжелую, но нужную республике и стране профессию, что в моей семье все хорошо, у моих сыновей, Олега и Аслана, есть свои семьи, а у меня – уже взрослые внуки, которых я очень люблю.
Ветеран труда убежден: бывших шахтеров не бывает. Он каждый раз убеждается в этом в день профессионального праздника, когда в Садон приезжает Вячеслав Битаров, чтобы поздравить всех, кто трудился в шахтах. На Садонских рудниках трудились дед, отец и близкие родственники бывшего главы республики, их общий трудовой стаж превышает три столетия. Кому, как не Вячеславу Зелимхановичу, знать, сколь почетно звание шахтера.
Алихан Михайлович – тонкий знаток осетинских обычаев и традиций, известный во всем Алагирском ущелье и за его пределами. В родном Мизуре он старейшина, активно участвует в работе районного ныхаса и Совета ветеранов, является членом старейшин Алагирского района. Самая большая радость для него – видеть, как, несмотря на трудные постперестроечные времена, развивается поселок, в котором есть общеобразовательная школа и школа искусств, стадион, Дом культуры, благоустроенные общественные территории. О шахтерской судьбе поселка сегодня напоминает разве что памятник у въезда, но эта память – и в сердцах всех, в чьей жизни было это прекрасное время.
Фото Артура ЗАНГИЕВА
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30