Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Грустные глаза балерины

ИЗ БЛОКНОТА ПИСАТЕЛЯ Год назад перестало биться сердце Светланы Адырхаевой

Прошел год, как на нашей грешной земле не стало легендарной балерины Большого театра, народной артистки СССР Светланы АДЫРХАЕВОЙ.

Хочу заметить, что долгие годы о жизненном пути моей знаменитой землячки в основном писали московские журналисты и исследователи ее творчества. Почти все они ошибочно утверждали, что "там, в горной Осетии, росла девочка по имени Светлана, и на каникулах она всегда торопилась к себе домой в горы, уходящие в небо".

Но наше село Хумалаг никакое не горное, оно расположено в самом центре степной части республики, здесь в основном жили и живут хлеборобы, которыми мы гордились, гордимся и будем гордиться. В свое время его своим ратным трудом прославил великий труженик Харитон Албегов, Герой Социалистического Труда, любимец самого Никиты Хрущева, который 60 лет тому назад, 8 августа 1964 года, приехал к нам в село посмотреть своими глазами на его кукурузные поля.

Но мы не меньше гордимся и нашими людьми в искусстве, особенно Митей Касабиевым. В апреле текущего года исполнилось ровно 70 лет, когда он в далеком 1954 году первым из Осетии вышел на сцену Кремлевского Дворца съездов и своим родникового звучания голосом исполнил героические песни о Ленине, о партии и о сыновьях Бато. А потом, через годы стал народным артистом Северной Осетии.

Тогда же, там же вслед за Митей на эту большую сцену вышла одна из самых красивых девушек Осетии Шура Бзыкова, моя соседка по Хумалагу, ныне еще здравствующая, чтобы принять участие в танцах – нежном хонга и божественном симде рядом с тогда молодым еще Заурбеком Кантемировым. Аккомпанировала им на сцене юная Ирина Мистулова.

Ныне мое родное село своим искусством прославляют народный артист Северной Осетии Эдуард Дауров и выдающийся танцор Алан Кокаев. Если мне память не изменяет, то Алан уже пять раз выходил на прославленную, любимую Светланой Адырхаевой сцену Большого театра, в том числе в один из юбилеев самой Светланы по ее приглашению. Ровно пять лет тому назад, осенью 2019 года, когда в Москве отмечали очередной юбилей нашего Коста Хетагурова, я сам сидел в этом зале и был свидетелем, как взыскательная московская публика стоя аплодировала ему, как вышла на сцену сама Светлана, обнимала и благодарила его.

Но особая гордость для нас – это, конечно же, сама Светлана, и мы, хумалагцы, благодарны ее маме Таисии Касполатовне Гугкаевой, которая в далеком уже 1946 году рискнула отпустить свою еще маленькую единственную дочь так далеко в незнакомый город Ленинград в балетную школу. Но серьезность выбора самой Светланы победила даже материнские страхи и опасения.

Мы благодарны ее первому педагогу-хореографу, очень талантливой и очень требовательной Елене Васильевне Ширипиной. Мне на всю жизнь запомнились воспоминания самой Светланы о ней. Как-то раз учительница показывала очередную комбинацию. Светлана вдруг отвлеклась и пропустила реплику своей наставницы. И тут же, по собственному ее выражению, "вылетела" из класса. Сразу просить извинения смысла не имело: неумолимость педагога к невнимательным ученицам была общеизвестна. Только на следующий день Света решилась заглянуть в класс. Между учительницей и ученицей состоялся следующий диалог:

– Елена Васильевна, пожалуйста, простите меня. Я больше не буду…

– А ты помнишь, за что я тебя выгнала?

– За невнимание.

– За невнимание к чему?

– Не помню…

– Тогда уходи опять!

Трижды повторились эти объяснения. Зато неуступчивость педагога возымела действие на желанные последствия, и Светлана стала тем, кем она стала – примой-балериной. В том числе и благодаря великой балерине Галине Улановой, которая разглядела в ней будущую звезду советского балета.

Я лично сам благодарен и тому человеку, который дал ей имя Светлана, то есть несущая свет. В 1968 году я, начинающий журналист, работал в районной газете "Вперед" в Эльхотово. Так получилось, что в одном из номеров районки ответсекретарь поставил сразу два моих материала с подписью "Д. Дауров".

Перед выходом номера редактор, незабвенный Умар Таутиев обратил на это внимание и предложил мне под одним из них подписаться псевдонимом. В это самое время почтальон занес в редакцию газеты, и в "Социалистической Осетии" я увидел фото Светланы Адырхаевой и большой очерк о ней. Я быстро сориентировался и выбрал свой первый псевдоним – "С. Светланов", и с тех пор он фигурирует в моей творческой биографии.

Все эти годы внимательно следил за тем, как к ней относились первые лица нашей республики, наши министры культуры, и радовался, когда они в Москве, показывая достижения Северной Осетии в культуре, искусстве и литературе, всегда старались задействовать и ее. Танец Адырхаевой с великим Нодаром Плиевым запомнился многим на всю жизнь. О ней мне тепло отзывались Ахсарбек Галазов, мой школьный учитель, и мой друг юности, одноклассник и сосед по парте Бибо Ватаев.

Нынешний глава республики Сергей Меняйло высоко оценил многолетний труд нашей выдающейся землячки, присвоив высокое звание – "Герой Труда Осетии".

Это было в июне прошлого года в ее последний, как, к сожалению, оказалось, приезд в родную Осетию. В Хумалаге ее чествовали в Доме культуры, который носит имя Мити Касабиева. Так вот там мне больше всего запомнились ее усталые глаза. Они почему-то были грустными, когда ее благодарили за то, что она у нас есть, когда раздавались долгие теплые аплодисменты в ее адрес, даже тогда, когда ей от имени общественности села вручали дорогие подарки. После торжеств Светлана Дзантемировна посетила родительский дом на центральной улице села. Все это видели: она прижалась лбом к дверному косяку и долго молча стояла с закрытыми глазами. Возможно, что она уже тогда прощалась с нами, возможно…

Через два месяца в Москве большое сердце Светланы Адырхевой перестало биться.

Меня не было на ее похоронах, но представители села рассказали, что по устоявшейся театральной традиции во время прощания раздались и дружные аплодисменты. И вот что мне подумалось: если бы собрать и записать на магнитофонную ленту аплодисменты, которые до этого раздавались в ее адрес в нашей стране, а также в Японии и Италии, Англии и Франции, в Египте и Венгрии, на Кубе и в Австрии, в Индии, Бирме и Югославии, в Мексике и Румынии, в Турции и Сирии, то получилась бы продолжительная звучная и нежная симфония.

К 200-летию образования нашего села я написал песню-гимн под названием "Хуымæллæггаг дæн" ("Я из Хумалага"), ее часто можно слышать по республиканскому радио. Так вот там есть такие строки: "Дæлæ, Мæскуыйы, нæхи Светланæ æгас бæстæйыл цæхæртæ калы") ("Там, в Москве, наша Светлана светит всем по всей России"). И если ( что не бывает!) вдруг там, в большой Москве, когда-нибудь попытаются забыть нашу Светлану, то я знаю, я верю, что гимн этот о родном ее селе будет звучать вечно. А недавно прислал мне свои стихи для песни о ней профессор, заслуженный врач РСО–А, композитор Амурхан Торчинов из Москвы. Там есть такие необыкновенно теплые строки:

Как в далекой детской сказке, помню –

Девочка из Хумалага, превратилась ты

Из маленького гадкого утенка

В птицу-лебедь чистой красоты.

Видимо, неслучайно

Боги назвали тебя Светланою,

Чтобы радостно стало вокруг и светло.

Ты родилась над солнечным светом Алании

И засверкала звездою в театре Большом…

Все верно, лучше и не скажешь. Я поблагодарил его.

Дамир ДАУРОВ,

с. Хумалаг.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика