Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Союз красоты и пользы

ДОМ ВАХТАНГОВА Только настоящее искусство

10 сентября Дом Вахтангова начал свой второй сезон. Первый был триумфальным. Он стартовал в мае, буквально на следующий день после открытия, перевыполнил все нормы и по количеству мероприятий, и по разнообразию жанров, и по зрительской любви. Но главное, стал местом притяжения людей, влюбленных в искусство. В него идут, в него едут со всех концов страны, а он встречает, радуется и снова ждет друзей.

Наши корреспонденты не раз бывали здесь, освещали мероприятия, писали интервью с его гостями. И вот опять мы в уютной гостиной-галерее, которая располагает к неспешному разговору. На сей раз собеседником "СО" стала помощник директора Дома Вахтангова по творческим вопросам Мадина Атаева. Повод для встречи – подведение итогов и планы на предстоящий период.

– Мадина Эльбрусовна, попрошу вас привести небольшую статистику, которая поможет нам сориентироваться, как и чем жил Дом Вахтангова в течение года, а потом перейдем к творческой составляющей. Безусловно, мероприятий было очень много, но вопрос сформулирую так: что стоит особенно подчеркнуть, выделить, чтобы оно сохранилось в нашей памяти?

– Мне кажется, самым главным достижением прошедшего сезона является то, что Дом Вахтангова занял свое достойное место в культурном ландшафте нашего города. Мы смогли завоевать доверие, любовь и уважение нашего зрителя, причем не только осетинского, но и российского. К нам приезжают люди со всего региона, и очень часто мы принимаем гостей из других регионов России и зарубежья. Авторитет, который заработан за время деятельности, и есть наше главное достижение. За год мы провели более 300 мероприятий для почти 12 тысяч зрителей, более 10 тысяч человек посетили экспозицию, то есть купили билеты. Весь год он был настолько наполнен событиями, что выделить что-то одно крайне сложно. Мы принимали созвездие блистательных артистов Театра Вахтангова, друзей Театра Вахтангова, лучших исполнителей Осетии. В памяти – фейерверк ярких эмоций, незабываемых встреч и радость от потрясающей зрительской реакции. Мне кажется, что нам удалось ответить на культурный запрос интеллигенции нашего города, сформировать атмосферу искусства, культуры, общения, которое было так необходимо нашим горожанам, и тем самым занять уникальную нишу. Помимо ярких авторских программ мы даем нашим зрителям возможность общения с артистом, общения очень близкого. Наш камерный зал создает непередаваемую атмосферу близости к любимому артисту – в зале всего 59 мест. На таком расстоянии невозможны фальшь, халтура, имитация. Только подлинный диалог артиста со зрителем, и эта атмосфера отличает Дом Вахтангова от других учреждений и, как магнит, притягивает зрителей.

– Если пройтись по жанрам, которые были представлены в арт-кафе, то это вызывает восхищение. Небольшая сцена смогла уместить в себе богатую палитру самых различных программ и вечеров. И что удивительно, она не была каким-то сдерживающим фактором. Наоборот, создавался эффект расширяющегося пространства...

– Мы официально работаем как седьмая сцена Театра Вахтангова. И очень во многом программа арт-кафе во Владикавказе перекликается с программой арт-кафе Театра Вахтангова на Арбате в Москве. У большинства артистов театра есть свои авторские программы, и с этими программами они приезжали и к нам. Наш Дом 2 мая открыл своей программой "Пиковая дама" Евгений Владимирович Князев. Людмила Васильевна Максакова читала "Графа Нулина" Александра Пушкина, стихи Анны Ахматовой и пела романсы. Да и другие звезды театра привозили программы, которые идут в Москве. Что касается наших исполнителей, то не у всех есть программы под наш формат, специфику зала. И мне очень приятно, что многие артисты, коллективы создали такие программы. Хотя, понимаю, что для многих актеров – это серьезное испытание. Зал на 600 человек и зал на 60 человек – абсолютно разные площадки. Отмечу великолепную программу Александра Битарова, потрясающий спектакль Сослана Коцлова "Майя", где блистает Анжелика Тер-Давидянц, – он шел несколько раз и с неизменным аншлагом. Это было непростое техническое решение, но нам удалось это сделать. В этом спектакле возможности нашей сцены используются в полной мере. Подчеркну, что световое и звуковое оборудование благодаря Театру Вахтангова и Кириллу Кроку – одно из самых лучших в республике и дает возможность для богатого художественного решения. Еще один спектакль С. Коцлова "Последние луны" – пронзительная история об одиночестве, жизни, смерти, проблеме отцов и детей – тронул публику до слез. Хочу особо отметить Ацамаза Плиева и Сослана Кусаева, работающих на звуке и свете. Они прекрасно освоили оборудование, в том числе и благодаря стажировкам в Москве, и за год интенсивной работы, выросли в профессионалов. И как раз этот спектакль с очень сложной световой партитурой, можно сказать, что свет – один из героев пьесы. Это вообще наша сверхзадача – соответствовать высокому уровню Театра Вахтангова. И хочется поблагодарить наш небольшой коллектив, во главе с Екатериной Маслиховой, который с полной отдачей трудится в Доме Вахтангова каждый день!

– Несколько слов об арт-кафе на Арбате. Думаю, читателю будет интересно.

– По концепции мы близки. Что касается зала, то он больше, там примерно 88 мест. Сам образ зала совершенно другой, но нам наше пространство нравится больше. Мне кажется, оно совершенно уникальное, как и весь наш Дом. В нем все, даже самая маленькая деталь, осмыслено, продумано, функционально оправдано. Союз красоты и пользы присутствует у нас везде. За этим огромный опыт. Прежде всего нашего директора Кирилла Игоревича Крока. Это настоящее счастье, что у нас есть сцена, где театральное дело поставлено на таком высоком уровне.

– Раз вы заговорили о Кирилле Кроке, хотелось бы узнать, у вас бывают с ним разногласия?

– Не бывает. Потому что не о чем спорить. В случае с Театром Вахтангова вряд ли могут быть разногласия, ведь на каждом участке работы – профессионалы. Наш Дом, его внутреннее убранство придумал художник Максим Обрезков, и я не устаю им восхищаться. Что касается Кирилла Игоревича, то его идеи могут пугать масштабом, петровским размахом преобразований и количеством работы, которая предстоит. Но каждый раз он как опытный капитан приводит свой коллектив к такому прекрасному результату, что мы бываем, пусть и очень уставшими, но счастливыми.

– Хорошо. Актеру Александру Олешко на закрытии фестиваля присвоили звание народного артиста Северной Осетии. Это говорит о том, что он – один из любимых у нашей публики.

– С каждым артистом – отдельная история любви. Отношения развиваются по-разному. Александр нашел особый путь к нашему сердцу, это правда. Во-первых, он бывает здесь чаще многих, и мы с удовольствием ждем его в октябре. Во-вторых, он ни разу не приехал с пустыми руками. Если вы пройдете по нашей экспозиции, то увидите много предметов, подаренных Александром Олешко. И не только это. Он поддерживает наших исполнителей, его отличает подлинная любовь к Осетии, осетинской культуре.

– Прошу прощения у других исполнителей, но не могу не отметить оперную диву Веронику Джиоеву...

– Вероника пришла к нам на экскурсию, увидела зал, влюбилась в него и выразила желание выступить на нашей сцене. Очень лестное предложение, но мы понимали, что голос Вероники, она – одно из лучших сопрано в мире, – слишком большой для нашего маленького зала. Но в ее характере есть замечательные черты – искренность и детская непосредственность. Она сказала, что никогда не видела своего зрителя так близко, в залах больших оперных театров зритель далеко, его отделяют от исполнителя сцена, оркестровая яма. И Вероника убедила нас в том, что она сумеет создать программу, адаптированную под наш камерный зал. И действительно она создала программу в жанре "классический кроссовер" – популярная классика, оперные хиты и т.д. Она была поражена музыкальным интеллектом нашей публики, которая, отслушав классический кроссовер, стала просить исполнить определенные оперные арии, которые не всем музыкантам знакомы. И ее волшебный голос преобразил наш зал – он стал огромным. Было ощущение, что не голосу тесно в нашем пространстве, и он раздвинул стены зала.

Это же ощущение было, когда мы задумали и реализовали блестящий проект "Классика в Доме Вахтангова". Один из наших друзей – Ацамаз Владимирович Макоев. Его всегда ждет публика, он с неизменным успехом играет свою программу "Мимолетности" – цикл коротких фортепианных пьес. У нас есть хороший инструмент – электронное пианино, но музыканты предпочитают играть на рояле. И Ацамаз Владимирович пообещал, что следующий свой концерт он исполнит на рояле. Мы приложили к этому все усилия, и из Союза композиторов был доставлен рояль. Раз уж рояль у нас оказался, то мы решили реализовать классический музыкальный проект. И первым выступил замечательный пианист Рустам Мурадов, который исполнил, в том числе, произведения Дзерассы Дзлиевой. Цикл фортепианных концертов прошел при полных аншлагах, и мы его обязательно повторим.

– К месту будет вспомнить и выступление Абисала Гергиева на старинном рояле, украшающем экспозицию. Помню те эмоции до сих пор.

– Мы все с большой теплотой вспоминаем тот концерт. Его инициаторами были два молодых и очень талантливых человека Артемий Мириков и Абисал Гергиев. Артемий провел экскурсию, и Абисал, увидев старинный инструмент в нашей экспозиции, – это "Беккер" XIX века, изъявил желание на нем сыграть. Было много переживаний – выдержит ли раритетный рояль полноценную концертную программу из произведений Малера, Бетховена, Рахманинова, но все прошло великолепно, мы пригласили его еще раз, и он выступил в нашем проекте, о котором я говорила выше. Приятно, что классика – очень востребованное направление во Владикавказе. Возвращаясь к предыдущему вопросу, отмечу – сложилось несколько направлений: театральное, джазовое, классическое. И еще наше кафе просто предназначено для дебютов, пробы пера молодежи. В ближайшее время, 1 октября, мы ждем премьеру монооперы Юрия Буцко "Записки сумасшедшего" по мотивам произведения Николая Гоголя в постановке и исполнении двух молодых авторов, студентов творческих вузов.

– Мы обязательно вернемся к репертуару на предстоящий сезон. Но вот еще о чем скажу. У вас появился и стал нашим другом еще один талантливый человек – Сослан Плиев...

– Сослан Плиев – наш информационный партнер. Он любит Дом Вахтангова, а мы – его. Также он выступает на нашей сцене с авторскими программами. Особо хочу сказать о спектакле-долгожителе "Иногда нам снятся старые собаки" Эльберда Агаева. Признаюсь, опасения были – мы все же академическая площадка. Но все получилось. Сослан Плиев, на мой взгляд, выполняет роль владикавказского камертона. Он говорит о Владикавказе нашего детства в образах и персонажах, которые знакомы всем. Но для нас, местных жителей, это образы имею особую глубину. Они – как матрица нашего советского детства. И это вызывает эмоциональную ностальгическую реакцию. Этот спектакль играли для разной публики, в том числе, для серьезных делегаций из других городов. Реакция всегда одинаковая и понятная всем: люди смеются-смеются, а потом плачут. Это светлые воспоминания о городе, которого нет.

– Во время первого всероссийского театрального фестиваля "Вахтангов. Путь домой" состоялась презентация еще одного формата работы – аудиоспектакль-променад "Вахтангов: дорогами юности". Он пользуется успехом?

– Да. Променад – это новшество, которое вызывает интерес. Соглашусь с Кириллом Кроком, мы как федеральная структура задали новые стандарты в работе культурного учреждения Осетии. Абсолютным новаторством для нашего города является спектакль, который проходит в формате променада, прогулки по историческим местам, связанным с молодостью Евгения Вахтангова. В ролях ведущие актеры Театра Вахтангова. Это очень яркая работа молодого талантливого режиссера Аси Князевой и авторского коллектива, в лице Дарьи Хаустовой и Дениса Сутыки, Антона Прохорова. Приходите послушать, и вы поразитесь. А у дома Анны Поповой голос Коста Хетагурова заставит вас заплакать, уверяю вас! Мы обсуждаем возможность записи аудио-спектакля и на осетинском языке! В этом спектакле красиво все, начиная от наушников и ведущих в костюмах – студентов театрального отделения факультета искусств СОГУ, которые его ведут, и заканчивая той неповторимой атмосферой, которую создают актеры в сочетании с видами Владикавказа. Мы зависим от погоды, в случае с променадом, но стараемся каждые выходные его проводить. Один из последних променадов вызвал беспокойство из-за проливного дождя. Мы уже были готовы давать информацию по отмене, и тут собралась вся группа. Несмотря на непогоду. И, о чудо, дождь прошел, и все пошли на променад. С именем Вахтангова всегда возникают мистические ситуации. Эффект присутствия Евгения Багратионовича чувствуется всегда. Он всегда наблюдает за нами и, безусловно, помогает.

– В завершение нашего большого разговора расскажите о планах на предстоящий сезон. Он открылся 10 сентября, буквально вчера.

– Сезон открылся любимицей владикавказской публики Дианой Бесолти и кавер-группой "Heat beat band". Билеты на ее концерты разлетаются в один миг. Очень часто по просьбе зрителей мы ставим дополнительные выступления Дианы. Это тоже часть нашей репертуарной политики – давать возможность местным исполнителям, особенно говорящим и поющим на осетинском языке, выступать на сцене арт-кафе. Также в сентябре к нам приедут Евгений Князев с очень интересной программой "Казанова" и Нонна Гришаева – она впервые выступит на сцене арт-кафе.

Еще отмечу важное направление нашей работы – культурно-просветительную деятельность. Мы очень стремимся подтверждать статус интеллектуальной площадки, поэтому с удовольствием принимаем образовательные проекты, лекции. И в сентябре ждем литературный спектакль-посвящение "Вахтангов и его ученики" Анны Бруссер и Софьи Высоковской. В октябре состоятся кинопоказы документальных фильмов и встреча с режиссером Игорем Калядиным, вход на которые будет бесплатным.

Октябрь открываем премьерой монооперы Юрия Буцко по произведению Николая Гоголя "Записки сумасшедшего". Его представят молодые талантливые Давид Икаев и Аслан Хасигов – я уже об этом сказала выше. Еще нас ждет совершенно потрясающая программа заслуженного артиста России, солиста Пермского театра оперы и балета, фантастического баса Владимира Тайсаева. Вместе с супругой Фатимой они познакомят зрителя с гениальным репертуаром Федора Шаляпина. Помимо музыкальных номеров прозвучит интересный рассказ о визитах знаменитого певца в Осетию и концертах, которые могли бы состояться, но, к сожалению, не состоялись. 3–4 октября приглашаем на творческие вечера народной артистки РФ, блистательной Клары Новиковой "Хорошее настроение обеспечено!". Также в октябре ждем Александра Олешко, Татьяну Трунову с премьерой моноспектакля, посвященного творчеству писателя, сценариста, поэта, общественного деятеля Фазиля Искандера…

– В общем, у нас впереди удивительные творческие встречи. И мы в предвкушении. Очень приятно, что вы изъявили желание сотрудничать с "СО", для нас это приятно. Мы в свою очередь обещаем знакомить наших читателей с репертуаром Дома Вахтангова и рассказывать о наиболее ярких спектаклях и концертах. "Нет праздника – нет спектакля!" – говорил реформатор театрального искусства Евгений Вахтангов. И вы полностью соответствуете этому определению. Каждый спектакль в Доме Вахтангова – это событие, каждая встреча – праздник.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика