ГРАНИ ПРОФЕССИИ Более 30 лет Фатима Солтанова посвятила службе североосетинской прокуратуре
В надзорном ведомстве Фатима СОЛТАНОВА работала со многими опытными прокурорами, которые делились с ней своим опытом. "Каждое дело оставляет след в душе, – уверена она. – Готовясь дать заключение по гражданскому делу, поддержать государственное обвинение по уголовному делу, всегда руководствуюсь законом, имею и учитываю свое субъективное мнение. Если в чем-то сомневаюсь, советуюсь с руководством прокуратуры района, отраслевого отдела прокуратуры республики, изучаю практику вышестоящих судов. Не подготовившись и не имея речи в письменной форме, не выйду на прения сторон".
За примерное исполнение служебных обязанностей неоднократно поощрялась приказами прокурора РСО–А, Генерального прокурора РФ. Так, в порядке поощрения, ей присвоен классный чин "советник юстиции"; награждена знаком отличия "За верность закону" 1 степени, нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", медалью "Ветеран прокуратуры". За свою многолетнюю службу Фатима Солтанова не имеет ни одного дисциплинарного взыскания.
Прокурор Затеречного района г. Владикавказа Джамал Хинчагов очень тепло отзывается о своей коллеге. Он отмечает ее высокий профессионализм, большой жизненный опыт: "Фатима Дмитриевна – хороший друг, прекрасная коллега, всегда помогает младшим по работе. Она добрый и порядочный человек. Успевает и работой заниматься, и внукам уделить внимание. Многих обучала юридическому делу. Ее стажеры в настоящее время работают на различных должностях в органах прокуратуры республики, адвокатами, судьями".
О своем профессиональном пути, о жизни Фатима Солтанова рассказала корреспонденту газеты "Северная Осетия".
– Существует негласное мнение, что прокурор – это не женская профессия. Как вы пришли в это ведомство?
– Окончив первую гизельскую школу с серебряной медалью, подала документы на юридический факультет СОГУ. У моего отца был друг – известный прокурор в республике Дмитрий Алиханович Гутиев, тогда он работал в аппарате надзорного ведомства. По выходным приезжал в село и заходил к нам, подолгу беседовал со мной. Именно по его совету я и решила поступить на юридический факультет, хотя родители были против. Они хотели, чтобы я стала врачом, но я проявила твердость характера и стала студенткой Северо-Осетинского госуниверситета. В школе я хорошо училась, занималась общественной работой, была секретарем комсомольской организации. Поэтому учеба мне давалась легко.
В 1979 году, после окончания юридического факультета, по распределению была направлена в министерство юстиции нашей республики. Прошла стажировку при ведомстве, в суде. Через год по рекомендации министра юстиции была принята в коллегию адвокатов республики. Вначале было трудно. Как молодого адвоката меня ставили в дежурства на прием граждан с 9.00 до 18:00. Изначально просто дежурила в паре с опытными адвокатами, потом мне стали поручать защиту граждан по уголовным делам. Независимо от сложности дела, я всегда готовилась усиленно, эта привычка у меня осталась и по сей день. Около 14 лет проработала в органах адвокатуры.
В январе 1994 года я перешла на службу в органы надзорного ведомства помощником прокурора Советского района г. Владикавказа. Через шесть месяцев была назначена на должность старшего помощника прокурора.
– На каких участках прокурорского надзора вам удалось поработать?
– За время службы работала практически на всех участках: в надзоре за следствием, дознанием и процессуальной деятельностью органов полиции, в налоговой группе прокуратуры республики старшим прокурором отдела, в группе противодействия коррупции прокуратуры Иристонского района г. Владикавказа, в рассмотрении судом гражданских и административных дел и поддержания государственного обвинения в судах. Какие бы обязанности на меня ни возлагали руководители прокуратуры, я всегда старалась выполнять их ответственно и в срок.
– Вы занимались гражданскими делами. Чем они вас привлекали?
– Гражданскими делами я начала заниматься впервые в прокуратуре Иристонского района. Это был незнакомый мне фронт работы, казалось, не справлюсь, ведь до этого в моей практике были только консультации граждан. Но со временем пришел опыт, и с помощью старших коллег я наладила работу на данном участке надзора.
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных кодексом и другими федеральными законами. В целях осуществления возложенных на него полномочий: дела о лишении родительских прав и об усыновлении, о признании гражданина недееспособным, о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, об установлении административного надзора...
Таким образом прокурор ориентирует суд на принятие законного и обоснованного решения. Это ни в коем случае не обязывает выносить решение именно в соответствии с позицией прокурора. Но в случае, если суд со мной не соглашается и принимает другое решение, то, изучив состоявшееся судебное постановление по делу, я отстаиваю свое мнение и приношу на него апелляционное представление. Давая заключение по делу, руководствуюсь не только законом, но и своим субъективным мнением. Это же чьи-то нарушенные права, поэтому стараюсь учесть все обстоятельства. Конечно, работа сложная и ответственная. Хочу подчеркнуть, что изначально большую помощь по гражданским делам мне оказывали не только сотрудники отраслевого отдела, но и федеральные судьи.
– Какие дела вам даются сложнее?
– Не люблю принимать участие только лишь по делам о лишении родительских прав. Моя душа протестует, но когда видишь, как страдают дети, приходится идти именно на крайние меры. Я против лишения родительских прав: лучше пусть будет плохая мать, чем дети останутся без родителей. Но когда в судебном заседании, вместе с судом исследовав материалы дела, видишь, как "живется" детям с такими горе-родителями, ежедневно злоупотребляющими спиртными напитками, не обращающими на них внимания, не работающими, находящимися в антисанитарных условиях, у меня возникает мнение об обоснованности заявленных требований. Таким детям, полагаю, лучше жить в социальном учреждении. Много тонкостей в этих делах, заключения по ним всегда даются сложно. За все время работы в прокуратуре я так и не научилась подходить к делам данной категории с холодной головой. Но есть закон, и его нужно исполнять.
А техническую сложность представляют дела по искам о восстановлении на работе. В тандеме с судом выясняю все обстоятельства по делу, имеющие значение для принятия законного решения по трудовому спору. Принимая участие в рассмотрении гражданских дел, прокурор наравне с судом обязан выяснять все обстоятельства, имеющие значение для установления истины и принятия законного, обоснованного решения. Прежде чем дать заключение, тщательно еще и еще раз проверяю, все ли соблюдено работодателем при увольнении работника согласно требованиям трудового законодательства.
Трудно суду принять решение еще и тогда, если стороны проявляют равнодушие и не являются на судебное разбирательство, при этом суд принимает все меры для их уведомления о месте и времени рассмотрения их гражданского дела. В такой ситуации и суд, и прокурор сами принимают все меры для исследования необходимых обстоятельств и установления истины, после чего принимается окончательное решение.
– Сколько гражданских и уголовных дел рассмотрено с вашим участием за последнее время?
– За период с 16 сентября 2022 года по 31 июля 2023 года Советским районным судом г. Владикавказа с моим участием рассмотрено 224 гражданских и административных дела по искам и заявлениям прокурора и по делам обязательной категории. За период с сентября 1923-го года по август 1924-го мною поддержано обвинение по 136 уголовным делам.
– В юриспруденции существует понятие "презумпция невиновности". Насколько часто сегодня прокуроры используют его?
– В соответствии с 51-й статьей Конституции РФ гражданин может не давать показания против себя и своих родственников. Гражданин в суде может встать и сказать: "Вину не признаю, отказываюсь от дачи показаний". Тогда суд вместе с государственным обвинителем исследует письменные материалы уголовного дела. Полагаю, что человек, находясь на скамье подсудимых, имеет право на защиту и должен защищаться.
Отмечу, что длительная работа в органах адвокатуры мне помогает при изучении уголовных дел. Листая материалы, я невольно обращаю внимание на слабые стороны обвинения.
– Изменились ли условия работы для прокуроров?
– В настоящее время мы обеспечены необходимой оргтехникой, в здании прокуратуры проведен ремонт. Я начинала в другое время, когда все необходимые документы писались вручную, потом отдавались в печать. После появились печатные машинки, и тогда уже "стучала" сама. Сегодня мы можем общаться, работать, не отходя от компьютера. Подчеркну, условия работы в настоящее время идеальны, но вместе с этим увеличились и требования.
Особо хочу отметить, что в прокуратуре Затеречного района г. Владикавказа во имя торжества законности, справедливости и правопорядка служат высокопрофессиональные и опытные юристы, один из которых мой руководитель – старший советник юстиции Джамал Гурамович Хинчагов.
Фото из семейного архива
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30