В конце августа – начале сентября 1960 года в столице Советского Союза прошла Декада осетинского искусства и литературы
Мне, молодому журналисту, – сотруднику газеты "Рæстдзинад", посчастливилось поехать в Москву для освещения хода декады. Нашу редакцию представляли также Петр Урумов и Федор Мамонтов. Аккредитацию получили журналисты Хаджи-Мурат Гокоев ("Социалистическая Осетия"), Юрий Боциев (Северо-Осетинское радио), Магомет Гуриев и Александр Бернацкий ("Молодой коммунист"). Пресс-центр возглавлял работник обкома КПСС, видный писатель и журналист Ахсарбек Агузаров.
Работали мы дружно, оперативно, помогали друг другу. Но вместе с тем каждый из нас старался находить своих авторов, собеседников, писать о наиболее ярких событиях по-своему, оригинально. На страницах республиканских газет ежедневно печатались и звучали в эфире материалы о выступлениях деятелей искусства и литературы, коллективов художественной самодеятельности перед москвичами и гостями столицы.
В дни, когда Москва рукоплескала Осетии, я интервьюировал многих видных деятелей литературы и искусства, известных людей страны, зарубежных гостей, которые восторженно отзывались о достижениях наших артистов, писателей, композиторов, художников, участников художественной самодеятельности. Думается, их высказывания вызовут неподдельную гордость у сегодняшних читателей "СО".
Екатерина Гельцер, народная артистка СССР:
"…Ансамбль песни и танца Северной Осетии – это симфония ярчайших красок, красоты, изящества. Изумительно мастерство артистов. На мой взгляд, это один из лучших фольклорно-этнографических коллективов страны. Художественный руководитель ансамбля Г. Гуржибеков, балетмейстеры Р. Чохонелидзе, Б. Сопоев, Б. Торчинов при помощи С. Кореня и хормейстера А. Хазанова добились огромных успехов.
Много лет прошло с тех пор, как мне довелось побывать в Осетии. Память отчетливо сохранила нищету и забитость края. Как-то меня пригласили на осетинскую свадьбу в селение Ардон. После нескольких содержательных и остроумных тостов за обильным столом, которые мне красиво переводили на русский язык рядом сидевшие два учителя, гостеприимные хозяева ввели в большой круг музыкантов, и тут я познала внутреннюю красоту и нравственную чистоту доброго и очень сердечного народа… Раньше я не встречала такого чуткого отношения к музыке, к танцу со стороны непрофессиональных исполнителей.
И вот спустя полвека я вновь встретилась с народными талантами Северной Осетии. Считаю большой удачей для себя и для всех москвичей и гостей столицы, которые смогут прикоснуться к осетинскому танцевальному искусству".
А. Н. Туполев, лауреат Ленинской премии, выдающийся авиаконструктор, академик:
"Я – страстный почитатель народного искусства. Не упускаю счастливой возможности знакомиться с репертуаром ведущих творческих коллективов национальных республик Советского Союза на московских сценах. И вот еще одна встреча, к которой я готовился с тех пор, как только узнал о предстоящей декаде. С огромной радостью встретился с ансамблем песни и танца Северо-Осетинской АССР. Он производит, я не преувеличиваю, потрясающее впечатление. Все очень интересно, но особо хочется подчеркнуть оригинальное решение оформления костюмов. В шутку добавлю, что если бы и мне облечься в такой костюм, то и я смог бы станцевать любой быстрый горский танец в таком же ритме, в каком исполняют их осетинские джигиты! Осетины счастливы тем, что у них есть такое богатство, как ансамбль".
Г. И. Шелковников, инженер одного из московских заводов, лауреат Сталинской премии, доктор технических наук:
"Побывав на концерте Северо-Осетинского государственного симфонического оркестра в Колонном зале Дома Союзов, скажу, что наши братья и сестры, приехавшие с кавказских гор, из изумительной Осетии, согрели нас своим прекрасным и вдохновенным искусством. Такая музыка, я уверен, может иметь хождение только среди талантливого народа. Отныне я – поклонник осетинских композиторов, создающих удивительно чарующую музыку…".
Арам Хачатурян, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий, профессор:
"Люблю Северную Осетию, люблю Орджоникидзе! Люблю вашу солнечную страну, ее великолепную природу, горы, небо, фрукты, цветы! Больше всех, безусловно, люблю народ Осетии. Шлю сердечные симпатии всем музыкантам Северной Осетии, которые сделали очень много для родной культуры, а тем самым внесли огромную лепту в общечеловеческую культуру.
В музыкальном искусстве Северной Осетии совершен потрясающий прыжок. Здесь трудится большая плеяда композиторов молодого и среднего поколений. Ваши талантливые композиторы отлично вооружены композиторской техникой, они успешно прошли период становления национальной музыкальной школы и активно участвуют в историческом процессе ее дальнейшего развития. Такие композиторы, как Гуржибеков, Плиев, Карницкая, Колесников, Хаханов, Габараев, братья Кокоевы, Поляниченко, Кулиев и другие делают неизмеримо много для развития национальной музыкальной культуры. Они творят для всего советского народа.
Какое обилие жанров! Еще лет двадцать назад осетинская профессиональная музыка была представлена, главным образом, небольшим количеством вокальных произведений. Сейчас же, можно сказать, нет ни одного жанра, в котором бы осетинские композиторы не создали яркие талантливые произведения...
Мне хочется подчеркнуть их неоценимый вклад в бурное развитие симфонической музыки. Уже давно пора начать большой, обстоятельный разговор об осетинском симфонизме в связи с появлением выдающихся произведений этого жанра, созданных композиторами Северной Осетии.
Сегодня мне хочется сказать несколько слов о двух выдающихся музыкантах – композиторе Христофоре Плиеве и дирижере Веронике Дударовой.
Плиев – крупный современный осетинский советский композитор.. Очень люблю этого музыканта, он мне импонирует всем своим творческим обликом. Радостное явление, что Плиев – автор первой национальной музыкальной комедии "Весенняя песня" и первой национальной оперы "Коста". Эти произведения я называю праздником торжествующей любви.
Высокая внутренняя культура, большое профессиональное мастерство, собственный, самобытный почерк отличают Христофора от современных композиторов. Во всех своих творениях он – осетинский композитор. От всей души желаю Христофору еще большего расцвета его огромного таланта.
Талантливый советский дирижер Вероника Дударова – человек огромного темперамента, необыкновенной внутренней культуры и большой художнической интуиции. Все концерты под ее управлением доставили огромное удовлетворение, получили высокую оценку московских музыкантов. Искренне желаю Веронике Дударовой новых и больших успехов в ее творчестве".
Мариэтта Шагинян, советская писательница, Герой Социалистического Труда:
"Я много раз бывала в Орджоникидзе. С огромным наслаждением путешествовала по сказочно-прекрасному краю. Кто раз побывает в Осетии, тот навсегда ее полюбит. Особенно отчетливо в памяти сохранились воспоминания 30-х годов. Это были годы зарождения искусства на Северном Кавказе. И осетинские мастера кисти уже тогда заявили о себе как творчески одаренные художники. Собственно на этом нелегком пути у них была путеводная звезда – Коста Хетагуров, выдающийся живописец. Хорошо помню, как Александр Фадеев назвал его Леонардо да Винчи осетинского народа. Изобразительное искусство Коста, я уверена, всегда будет вдохновлять его потомков – художников. На выставке радует не только зрелое мастерство скульпторов и художников. Мы, посетители, в восторге от творчества народных умельцев".
Тренчи Мулли, албанский скульптор:
"Я читал о том, что родоначальником осетинской поэзии является великий писатель Коста Хетагуров. Но о том, что он и великий художник, не знал. Теперь в просторных залах Академии художеств Советского Союза увидел его талантливые работы. Мне показалось, что здесь присутствует живой классик Коста. Когда вернусь к себе на родину, то с удовольствием и восторгом смогу сказать, что видел и слушал прославленного поэта".
Вилис Лацис, народный писатель Латвии, депутат Верховного Совета СССР:
"Веселый, жизнерадостный, оптимистический спектакль "Весенняя песня" Северо-Осетинского государственного музыкально-драматического театра доставил зрителям много приятных минут. Видный осетинский композитор Христофор Плиев создал проникновенную, мелодичную музыку. От всего сердца поздравляю чудесных артистов братской Осетии, которые, с большим успехом и достоинством исполнив это произведение, продемонстрировали, на что способен талантливый осетинский народ".
Юрий Завадский, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии, главный режиссер театра имени Моссовета:
"Я благодарен театру за честность, мастерство, правду, за страстно-взволнованный спектакль "Весенняя песня". Молодой, цветущий осетинский музыкально-драматический театр, устремлен в прекрасное будущее. Труппа ничуть не уступает своим коллегам из крупных городов с вековыми театральными традициями. Уверен, что она принесет еще много радости своими творческими достижениями…".
А. Лапутин, инженер:
"Будучи в рядах Красной Армии, я находился в Северной Осетии, с которой у меня связано много воспоминаний, и потому проходящая в Москве с неизменным успехом декада осетинского искусства и литературы вызвала у меня особый интерес. Сломя голову, как пацан, бегал из одного театра в другой. В памяти все ярче и живее воскрешалось прошлое, и вот в одном из театров произошла та необычайно трогательная встреча, о которой я хочу рассказать. Эта встреча была с народной артисткой РСФСР Варварой Савельевной Каргиновой. Трудно передать то волнение, которое пережил каждый из нас. Ведь прошло около 40 лет со дня нашего первого знакомства.
В 1921 году, в дни становления советской власти на Северном Кавказе, 95-й военно-дорожный отряд стоял в селении Алагир. Мы строили железнодорожную ветку от станции Дарг-Кох до Алагира.
В одном из заброшенных домов мы сделали клуб со сценой. Большинство из нас были студенты. Руководителем нашего кружка была профессиональная актриса Московского камерного театра Елена Анатольевна, жена нашего инженера Алексашина. Работа в клубе стала быстро налаживаться. Но у нас не хватало исполнительниц женских ролей. О привлечении местной молодежи, кроме нескольких, нельзя было и думать. Первыми обратились к Каргиновым, с которыми были знакомы. Эта семья была чужда предрассудкам. В их доме проходили музыкальные вечера в необычайной обстановке. Эти вечера надолго остались у каждого из нас в памяти.
Варя согласилась играть на сцене. Ей было тогда около 12 лет. Впервые она была занята в каком-то водевиле, кажется, "Под солнцем юга".
Первое же выступление принесло Варе большой успех. Мы горячо поздравляли и благодарили ее, а наш режиссер сказала ей: "Знаешь, Варя, я советую тебе серьезно подумать о работе на сцене. Ведь ты просто рождена актрисой".
Узнав из газет и театральных афиш, что в Москву для участия в декаде осетинского искусства и литературы приехала Варвара Савельевна, я не сомневался в том, что это та самая Варя, которую я знал по Алагиру, но когда увидел ее на сцене, то не мог поверить своим глазам. Она превзошла все мои ожидания. Это артистка с головы до ног. Первые же минуты ее появления на сцене говорили о ее таланте. Ее выразительные глаза, лицо и жесты сразу же покоряли зрителя. Я видел ее на сцене Малого театра в трагедии "Чермен" в роли Нана, в образе Гонерильи ("Король Лир") и в современной пьесе "Крылатые". В каждой из ролей она совершенно перевоплощалась. Когда я узнал об обширном репертуаре и всех ответственных ролях, исполненных ею на сцене национального театра, был буквально поражен".
Огромный успех выпал на долю спектакля музыкально-драматического театра "Король Лир" В. Шекспира. И снова – слово зрителям.
Дмитрий Благой, литературовед, критик, писатель, академик:
"Своей трактовкой роли короля Лира Владимир Тхапсаев с первой минуты рассеял мои предубеждения. Он выходит на сцену величественным королем, твердо опираясь на тяжелый меч, и опускается на трон в ореоле монарха. С момента появления на сцене великий артист современности Тхапсаев дал нам ключ к дальнейшему и перекинул мост к сценам, где престарелый король не выдерживает потрясений, обрушившихся на его голову, и помрачается в рассудке. Все, что казалось непонятным и неправдоподобным у других исполнителей Лира, в интерпретации Тхапсаева становится ясным и понятным".
Михаил Астангов, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии:
"Лир Тхапсаев – выдающееся явление мирового театра. Мы, московские артисты, преклоняемся перед талантом осетинского артиста. Могу сказать очень коротко, но от души: Владимир Васильевич – великий актер современности".
Григорий Александров, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии, профессор, кинорежиссер:
"Второй раз встречаюсь с Владимиром Тхапсаевым, и этому очень рад. Я видел его в ролях Отелло и Короля Лира – одноименных трагедий Шекспира. Талант Тхапсаева равен таланту Шекспира".
С интересом встретили зрители спектакли Русского драматического театра "Старик" М. Горького, "Фатима" К. Хетагурова, "Лиса и виноград" Г. Фигейредо. Некоторые из них с удовольствием согласились выразить через осетинских журналистов свое мнение об увиденном.
Сергей Коненков, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии, скульптор:
"Я много лет готовлюсь выполнить большую скульптуру "Старик". Это будет персонаж драмы Горького. Знакомился с работами многих артистов – образы, созданные ими, неизменно волновали меня. Артиста Леонида Кондырева я никогда не видел на сцене, но уверен, что в этот день он особенно волновался. Еще бы! Ему предстояло в торжественные и праздничные дни декады говорить со зрителями словами величайшего из величайших писателей – Горького. Волновался и я, ибо каждая новая встреча с образами – Горького, воплощенными на сцене, волнует меня не только как художника, но и как человека и гражданина. Артист Л. Кондырев играет Старика с потрясающей силой. В антрактах я не выходил. Мне хотелось поскорее снова увидеть, вновь запечатлеть в памяти черты Старика, которые так мастерски сумел воплотить в себе большой художник Л. Кондырев. Понравилась мне и игра актеров – П. Лукиной, Л. Шапошниковой, Б. Федорова, Н. Шурова. Великолепна режиссура Е. Марковой, лаконичны и хороши декорации художников Н. Медовщикова и А. Кривошеина".
Туцудзо Исикава, японский писатель и критик:
"В Японии большой популярностью пользуются произведения Максима Горького. Мы с удовольствием читаем его книги на японском языке. "Старик" Горького в исполнении Русского театра Северо-Осетинской АССР – первый советский спектакль, который я увидел в Москве. Осетинские артисты – отличные мастера. Артист Леонид Кондырев – очень крупный художник современности. Мне кажется, что его амплуа – это в основном роли из русской классики, каковой является "Старик" Горького. Если бы получилось так, что Кондырев вместе с замечательным ансамблем театра из Северо-Осетинской республики оказался и выступил в Японии, я уверен, спектакли бы проходили при полном аншлаге".
Много положительных отзывов было сказано зрителями в адрес спектакля "Фатима".
Юрий Толубеев: актер Ленинградского Государственного Академического театра драмы имени А. С. Пушкина, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий:
"Я знаком с творчеством Коста Хетагурова. Его произведения проникнуты чувством гражданского пафоса, целеустремленностью, гуманизмом, потрясают своей динамичностью. Режиссер-постановщик Е. Маркова вложила в спектакль много вдохновенного труда и большой выдумки. Актеры, занятые в спектакле, очень талантливы. Особенно хочется отметить великолепную игру С. Рабинова, В. Хугаевой, Ю. Мерденова, Т. Петрова, Б. Федорова. Великолепны декорации Т. Гаглоева, чудесную, проникновенную музыку написал Х. Плиев.
Н. Российский, депутат Верховного Совета СССР, дважды Герой Советского Союза и дважды Герой Социалистического Труда, председатель колхоза "Рассвет":
"В Русском театре Северной Осетии я видел героическую комедию бразильского драматурга Г. Фигейредо "Лиса и виноград". Постановка Е. Марковой меня взволновала и потрясла. Я благодарен и признателен артистам высокого класса С. Рабинову, Л. Шапошниковой, В. Бирюкову, М. Беленькой, А. Агузарову, художнику Д. Афанасьеву и композитору А. Поляниченко за взволнованный и страстный публицистический спектакль.
Приезжайте к нам в гости, в Белоруссию, посетите наш колхоз, познакомьте со своим искусством тружеников земли Белорусской. Поверьте мне, вас там встретят, как самых близких, и достойно оценят ваше творчество".
В течение всей декады манеж Государственного ордена Ленина Московского цирка находился в распоряжении осетинских артистов. Они демонстрировали сложные, первоклассные номера, окрашенные характерным национальным колоритом. Тысячи любителей этого вида искусства с большим интересом отнеслись к их представлениям, о чем свидетельствуют многие отзывы.
Эмиль Кио, народный артист РСФСР:
"Номера, показанные артистами осетинского цирка, сделаны ярко и празднично. Радует высокое профессиональное мастерство актеров этого, по сути дела, еще молодого коллектива. Виртуозно работают артисты Кантемировы. Чисто, без навязчивой эффектности подают работу замечательные мастера среднего поколения артистов советского цирка Дзерасса Туганова и Денисов – их номер отточен и проходит с триумфальным блеском".
Александр Покрышкин, трижды Герой Советского Союза, летчик:
"С раннего детства цирк пленил мое воображение. И эту любовь к нему я сохранил до сих пор: ведь артисты цирка, как и мы, летчики, работают очень много, часто идут на обдуманный и необходимый риск. Я впервые присутствую на представлении с участием осетинских артистов. Должен сказать, что их мастерство изумляет. Я рад, что мне довелось побывать на этом незабываемом представлении".
Неизгладимые впечатления оставляли встречи участников декады с коллективами промышленных предприятий, учебных заведений, учреждений столицы и области. Коротко об одной из них.
Дворец культуры Коломенского паровозостроительного завода переполнен. За столом президиума знатные люди предприятия: новаторы производства, члены бригад коммунистического труда.
Вечер, посвященный искусству и литературе Осетии, открыл инженер завода, член литературного объединения Сергей Николаевич Воробьев. Краткое вступительное слово произнес поэт Павел Железнов.
Бурей аплодисментов встретил зал солиста государственного ансамбля Петра Бутаева, задушевно исполнившего "Подмосковные вечера" и песню Гуржибекова на слова Ирины Гуржибековой "В город далекий еду учиться". В большом концерте приняли участие художественная самодеятельность завода и артисты московских театров. Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии Борис Чирков прочитал стихотворение Г. Кайтукова и отрывки из повести М. Цагараева "Наш друг Саго". А участники детского драматического кружка показали инсценировку поэмы Давида Дарчиева "Гамат". Стихи Коста Хетагурова с большим мастерством прочитали рабочие завода Раиса Данилина, Михаил Родников, Александр Петриченко. В заключение участники вечера просмотрели художественный фильм "Сын Иристона".
(Продолжение следует).
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30