В 2023 году научный мир отмечал 130-летие со дня рождения великого философа, филолога, писателя Алексея Федоровича ЛОСЕВА: проходили юбилейные "Лосевские чтения", лекции, выставки, одна из которых представлена под открытым небом, в центре Старого Арбата в Москве. В 2022 году была отмечена еще одна юбилейная дата – 100-летие со дня рождения филолога, философа, переводчика, профессора МГУ Азы Тахо-Годи, жизнь и судьба которой тесно связаны с Владикавказом и судьбой Алексея Лосева. А в нынешнем, 2024, году – еще несколько памятных дат, сопряженных с этими именами: ровно 70 лет назад А.Ф. Лосев приезжал в последний раз во Владикавказ и останавливался в доме дяди Азы Тахо-Годи, известного кавказоведа Л.П. СЕМЕНОВА, ушедшего из жизни 65 лет назад. Об этом и не только об этом – наш разговор с Азой Алибековной Тахо-Годи, которой 26 октября исполнится 102 года.
– Аза Алибековна, расскажите о своей семье.
—Я уже о своей семье не раз рассказывала. Осенью 2023 г. переиздали мои мемуары – интересующиеся могут их почитать. Мой дед Петр Хрисанфанович Семенов родился в 1856 г. в казачьей станице Терской близ города Моздока, в 1891 г. приехал жить во Владикавказ, где вместе с женой Вассой Захаровной Лерман купил дом на улице Осетинской. Дедушка был собирателем казачьих песен, преданий, сказок, знатоком казачьего быта. Печатался в "Терских ведомостях", бабушка Васса Захаровна владела пансионом для мальчиков. В доме жили обучающиеся во Владикавказском реальном училище русские, грузины, осетины, армяне, чеченцы, ингуши, дагестанцы, у которых не было родни в городе. Подростки получали образование на основе объединявших всех русской культуры и русского языка. В этой интеллигентной и образованной семье было шестеро детей. Мой дядя, профессор Леонид Петрович Семенов, более полувека своей жизни посвятил изучению Кавказа и литературного наследия Михаила Юрьевича Лермонтова. Им написаны книги "Лермонтов и Коста Хетагуров", "Лермонтов и Лев Толстой", "Лермонтов на Кавказе", "Лермонтов и фольклор Кавказа". Он также принимал участие в подготовке академического издания сочинений Коста Хетагурова, юбилейных сборников, посвященных поэту, Нартского эпоса. В 1947 г. он написал очерк "Из истории города Дзауджикау", а в 1957 г. вышла в соавторстве с А.А. Тедтоевым книга "Город Орджоникидзе", посвященная Владикавказу (в 1972 г. она была переиздана в издательстве "Ир").
– А Ваш отец?
– Мой отец Алибек Тахо-Годи рано осиротел. Его семья была в родстве с жившим во Владикавказе Магомедом Далгатом, врачом, ученым, депутатом IV Государственной думы. Дочь Магомеда – Дженнет, тетя Женни, окончила Лейпцигскую консерваторию по классу фортепьяно, ее сын Джемалэддин (или Джемик), был дирижером Мариинского оперного театра. Внук Джемалэддина тоже известный дирижер – Михаил Татарников. Когда мать привезла маленького Алибека во Владикавказ, то сначала его взял к себе Башир Далгат (его дочь Уздият Далгат была видным исследователем Нартского эпоса), потом – друживший с Далгатами и с Коста Хетагуровым писатель Батырбек Туганов, женатый на Ольге Захаровне Лерман, а затем уже он попал в пансион Вассы Захаровны Семеновой, родной сестры Ольги Захаровны Тугановой. Другая сестра, Надежда Захаровна, была замужем за Федором Ивановичем Раздорским, ее сын, профессор ботаники Владимир Раздорский, в 1918 г. станет проректором Владикавказского политехнического института и основателем Горского аграрного университета. В доме Семеновых Алибек встретил свою любовь – юную Нину Семенову. Ей тогда было 14 лет, а в этом году – 130 лет, как она родилась в доме №4 на улице Осетинской в мае 1894 года…
– Как сложились их судьбы?
– После окончания Владикавказской гимназии отец поступил в Московский университет, стал юристом. В декабре 1916 г. женился на Нине Семеновой. Принимал активное участие в революции. Был народным комиссаром продовольствия и просвещения Дагестана. В 1929 г. его перевели в Москву, здесь он занимался вопросами образования, был заместителем заведующего сектором начальных и средних школ ЦК ВКП(б). Но в 1937 г. отца арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности. Старший брат, Мурат, как раз вернулся с выпускного вечера, когда отца уводили. Его расстреляли, когда мне еще не исполнилось пятнадцати. Помню, как под утро 22 июня 1937 г. на даче меня разбудил мамин шепот: "Папа арестован". Меня и брата Махача мама отправила во Владикавказ к брату, Леониду Петровичу Семенову, жившему в отчем доме со своей старшей сестрой Еленой Петровной Ждановой, известной во Владикавказе учительницей школы № 5. Школа расположена в двух шагах от дома. Я стала в нее ходить. Здесь я обрела прекрасных педагогов: Леонида Митрофановича Колесникова, географа Всеволода Васильевича Ермакова, химика Александра Михайловича Москвитина, математика Николая Петровича Мазуренко, мою классную руководительницу Антонину Владимировну Тихонову, обожаемого учителя литературы Семена Федоровича Андреева. С большой теплотой вспоминаю их, хотя в дальнейшем, к сожалению, мы никогда больше не виделись – кто-то рано умер, кто-то погиб на войне. В 1903 г. эту школу окончил Евгений Вахтангов. Факт немаловажный. Но для меня это и гимназия, где учился мой отец.
– А Ваша мама?
– Маму арестовали под Новый год на глазах моей младшей шестилетней сестры Миночки. Сестренку от детского дома спасли как раз Тугановы – внучка Батырбека Туганова, Ольга Туганова, привезла ее из Москвы во Владикавказ (тогда Орджоникидзе) к Леониду Петровичу. Махач вернулся в Москву, его отправили в детский дом, и он там бесследно сгинул. Дом на улице Осетинской, или, как его называл Леонид Петрович, "пароход", многих спасал. В этот дом вернулась из лагерей мама. Преданно и трогательно она ухаживала за всеми родственниками, многие годы поднимала и обновляла старый дом, сад, пыталась сберечь родовое гнездо. Дядя не побоялся приютить опальных родственников, горячо полюбил детей – меня и Миночку, со временем научил нас искусству научной работы.
– Многие выпускники СОГУ помнят Вашу сестру, своего педагога Муминат Алибековну.
– Да, сестра прожила в этом доме с 1938 по 2004 год, посвятила себя науке, стала специалистом по французской литературе, доктором филологических наук, профессором СОГУ, заслуженным деятелем науки Северной Осетии. Она скончалась в 2021 г. и похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с Алексеем Федоровичем Лосевым. Она передала в Северо-Осетинский государственный объединенный музей истории, архитектуры и литературы, ныне Национальный музей Республики Северная Осетия-Алания, 153 предмета, связанных с жизнью и научной деятельностью Л.П. Семенова, внесшего свой вклад в открытие этого музея в 1927 г. К сожалению, когда она, почти полностью ослепнув, решила переезжать ко мне в Москву, то стала жертвой обмана: продала за смешные деньги родовой дом. В итоге дом Семеновых, который был местом притяжения владикавказской интеллигенции на протяжении всего ХХ века, где бывало столько известных людей, включая знаменитого исследователя Севера Фритьофа Нансена, стоит разрушенный.
– Можно ли как-то исправить ситуацию?
– С 2022 г. я взаимодействую с Комитетом охраны памятников Северной Осетии по вопросу включения в формирующуюся по утвержденному 30 марта 2024 г. поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина "Программу сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации" историко-культурного памятника "Дом Л.П. Семенова". На территории "Дома Л.П. Семенова" уместно было бы создать филиал Национального музея республики, посвященный истории науки и культуры Северной Осетии, служению которым Л.П. Семенов отдал всю жизнь.
– Расскажите, пожалуйста, а как произошла ваша встреча с Алексеем Федоровичем Лосевым?
– После школы я поехала учиться в Москву. Вернувшись в 1944 г. с Алтая, из эвакуации, оказалась в Московском государственном педагогическом институте прикреплена как аспирантка к профессору Лосеву для изучения древнегреческих авторов. Вскоре стала своим человеком в доме Алексея Федоровича и его супруги Валентины Михайловны, они во многом заменили мне семью. Это были удивительные люди, тайно принявшие монашеский постриг еще в 1929 г.во время гонений на церковь, прошедшие тюрьму и лагерь за свои религиозные убеждения. Под их влиянием я крестилась, стала их духовной дочерью.
– Наверное, не все наши читатели знакомы с научными трудами Алексея Лосева. Кем он был?
– Сам Алексей Федорович называл себя "философом мифа, числа и имени", другие – последним философом из плеяды мыслителей русского религиозного ренессанса. Он оставил огромное наследие, десятки книг, среди которых "Философия имени", "Диалектика мифа", восьмитомная "История античной эстетики".Теперь в Москве на Арбате работает "Дом А.Ф. Лосева – научная библиотека и мемориальный музей", рядом поставлен памятник философу.
На долю Алексея Федоровича выпало много испытаний. Пройдя тяжелый жизненный путь, он не был сломлен ни как ученый, ни как личность; до последних дней не утратил страсти к науке, всегда говорил и писал о самых абстрактных и трудных вещах максимально просто и проникновенно.
– Вы приехали вместе с Алексеем Федоровичем во Владикавказ 70 лет назад, в 1954 году. Расскажите об этой поездке.
– Лосев бывал во Владикавказе и раньше. Впервые он оказался тут в 1911-м, будучи гимназистом, а затем в конце 30-х годов, путешествуя по Кавказу с Валентиной Михайловной, жил тоже на Осетинской улице, напротив нашего дома,– на турбазе города Орджоникидзе, в бывшем дворце нефтяника Топы Чермоева. Конечно, тогда они не могли предположить, что девочка из Владикавказа однажды станет им близкой и родной.
В наш дом Алексей Федорович впервые вошел в 1954 г. После смерти Валентины Михайловны я по ее просьбе осталась жить рядом с Лосевым. Он к этому времени полностью ослеп, ему нужен был надежный помощник, чтобы продолжать научную работу. Между нами был заключен официальный брак, хотя супругами мы не были – ведь Лосев был монах. Так я стала помощницей во всех его делах, хранительницей его наследия.
Вспоминаю о поездке на Кавказ, и перед глазами встают живые картины. Вижу нас с Алексеем Федоровичем, гуляющих по перрону во время больших остановок, а из динамиков звучит голос Марка Бернеса: "Умирать нам еще рановато, есть еще у нас дома дела". На Осетинской нас встречали радушно, дни бежали незаметно. Помню, бродили с друзьями по "Сапицкой будке", заросшей густым лесом, устраивали пикники с бутербродами вблизи селения Чми в пользующейся плохой репутацией Воровской балке. Алексей Федорович и дядя Леонид Петрович за чаем вели долгие, незабываемые разговоры о литературе.
Нам, молодежи (к нам присоединились двоюродные братья и сестры) было весело. Сидели на каменных горячих ступеньках, ведущих в наш садик, под синим, тоже горячим небом, а потом отправлялись вместе с Алексеем Федоровичем в роскошный городской парк, по-старинному Трек.
– Кто из молодого поколения Вашей семьи принял эстафету научной деятельности?
– Дочь Миночки, моя племянница Лена продолжает династию, изучает историю русской культуры XIX – начала XX веков. Она стала доктором филологии, профессором МГУ имени Ломоносова.
– Аза Алибековна, удивительные события, встречи, определившие вектор Вашей жизни, наталкивают на мысль о предначертанности судьбы. Что Вы думаете об этом?
– Перебирая в памяти картины прошлого, дорогие мне лица, события, вспоминаю и лосевское определение Судьбы. "Она, – повторял Алексей Федорович, – есть не что иное, как объективная действительность". И действительность эта совсем необязательно древняя, античная. Судьба организует действительность разных типов, в том числе и нашу, современную, и мою личную.
Незнание судьбы придает свободу поступкам человека, помогает ему действовать самостоятельно, независимо и даже как будто противоречить ей. Однако она, эта великая сила, все равно свое возьмет.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30