Вся жизнь известного ученого, нашего земляка Л.П. Семенова, была посвящена поэзии великого русского поэта
Забывается всё. Кроме, пожалуй, очень важного для многих тысяч людей. Забываются все. Конечно же, кроме тех, кто чему-то действительно большому бескорыстно отдал свою жизнь.
Леонид Петрович СЕМЕНОВ... С его удивительным подвижничеством, с его благородными делами в Северной Осетии связано немало крупных событий. Это имя с восхищением, гордостью, благодарностью произносили и произносят сотни людей, среди которых И. Андроников и Н. Джусойты, В. Мануйлов и В. Шадури, В. Шкловский и И. Розанов, Ю. Лотман и Т. Иванова. Его имя и сегодня, в преддверии двух больших юбилеев – Коста Хетагурова и М. Ю. Лермонтова – у многих на устах, потому что изучению творчества именно этих поэтов он посвятил десятки своих работ. Да, Леонид Петрович поистине настоящий ученый – пытливый, трудолюбивый, образованнейший, искренне верящий в то, что наука способна и увлечь, и повести вперед, и помочь разобраться в жизненных проблемах. А нашему Коста именно он, Семенов, несомненно, отдал должное больше, чем кто-либо. Вот только некоторые его труды: "Коста и русская культура", "Этнографический очерк у Коста и его предшественников", "К. Хетагуров и русский язык", "Коста и дети".
Прожив всю свою жизнь на Кавказе, Леонид Петрович оставил заметный след в культуре нашего края. Исследования связей русской литературы и фольклора с литературой и устной поэзией народов всего Северного Кавказа, глубокое изучение археологии и этнографии... Чего стоит хотя бы такой факт – Леонид Петрович провел 44 археологические экспедиции на территории Северной Осетии и соседней Чечено-Ингушетии. А его книги об истории Владикавказа, истории Осетии, участие в первом издании Нартского эпоса на русском языке, первого академического собрания сочинений К. Л. Хетагурова, первой "Истории осетинской литературы"... Да и только ли это в арсенале тех славных дел, которые помним мы...
А вся Россия знает Леонида Петровича как одного из самых крупных ученых-лермонтоведов. Сотни работ, среди которых монографии, отдельные статьи, исследования, где автор рассматривает связь творчества Михаила Юрьевича с другими писателями. И все же мой рассказ будет совсем об ином.
Накануне 210-летия со дня рождения великого русского поэта я хочу вспомнить о знаменитой Лермонтовской энциклопедии. Первой в стране. Уникальной. До сих пор неповторимой. Высоко оцененной не только учеными нашей России, но и исследователями всего мира.
Слышали ли наши земляки о том, что сама идея создания этого бесценного издания принадлежит именно Л.П. Семенову? Он давно вынашивал мечту о необходимости систематизировать все достижения отечественного лермонтоведения. И за год до смерти ученый составил примерный план создания персональной Лермонтовской энциклопедии. Понимая, что у него, уже постаревшего, определенно не хватит сил для этого большого дела, Леонид Петрович вызвал из Ленинграда, из Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, своего друга и коллегу по изучению творчества М. Ю. Лермонтова профессора, доктора филологических наук В. А. Мануйлова. Работа, которую предложил ему и его ученикам Семенов, была очень трудоемкой, кропотливой, рассчитанной на долгие годы. Через 20 лет, в 1981-м, когда в Москве только что вышла Лермонтовская энциклопедия, в предисловии к книге Мануйлов вспоминал: "Еще в 1958 году известный исследователь жизни и творчества Лермонтова Л. П. Семенов задумался над осуществлением этого издания. И сумел своей идеей по-настоящему увлечь всех нас. Oн бесконечно верил в успешный результат. Он верил в нас..."
Один из экземпляров тогда же Виктор Андроникович подарил семье Леонида Петровича. На форзаце объемистого тома профессор написал: "С волнением и радостью вручаю Вам на суд этот далеко не совершенный труд многих энтузиастов, которые все же не пожалели сил и времени, чтобы воплотить в жизнь замысел незабвенного моего друга и учителя Л.П. Семенова" (из домашнего архива Леонида Петровича).
Да, такое в нашей стране случилось, действительно, впервые. А вот за рубежом этот тип издания давно получил широкое распространение: существуют энциклопедии, посвященные Данте, У. Шекспиру, Л. Бетховену, И. В. Гете, Ф. Шиллеру, Р. Бернсу, Ч. Диккенсу и другим деятелям мировой культуры.
Лермонтовская энциклопедия должна была явиться сводом сведений о жизни и творчестве поэта, о его литературном и бытовом окружении, о его предшественниках и последователях в русской и мировой литературе, об отражении его сюжетов и образов во всех областях искусства. Издательство "Советская энциклопедия" приняло огромное участие в научно-редакционной работе над томом: отбирало материал и занималось его апробацией, организовывало авторский коллектив, усовершенствовало тип статей и научный аппарат. В процессе подготовки издания авторы и редакторский коллектив старались учитывать интересы самого широкого круга читателей, ориентировались, с одной стороны, на специалистов-филологов, педагогов, аспирантов, студентов, а с другой – на всех тех, кто просто любит Лермонтова, кого интересуют его время, творчество и, конечно же, жизнь.
Безусловно, основная масса материала в Лермонтовской энциклопедии посвящена наследию самого Михаила Юрьевича. Открывает том эссе И. А. Андроникова, которое дает общую характеристику духовно-творческого облика поэта. Что интересно, каждое произведение Лермонтова подробно освещено в отдельной статье или заметке. Разумеется, объем этих работ вовсе не одинаков – он определяется значимостью того или иного произведения. При этом редакция стремилась учесть даже юношеские и незрелые лермонтовские стихи и поэмы, дать им по возможности содержательную оценку.
До чего же интересно даже не изучать – просто читать эту удивительную книгу! Ведь все статьи сопровождаются указаниями имен художников, иллюстрировавших данное произведение, а также имен композиторов, создавших романсы, оперы, балеты на лермонтовскую тему.
И еще об одном, что тоже показательно для данного энциклопедического сборника. Редакция вовсе не старалась избегать дискуссионных вопросов, очевидно, полагая, что разные точки зрения, высказанные в этом талантливом коллективном труде по самым сложным вопросам лермонтовского творчества, послужат стимулом для дальнейшего изучения наследия великого русского поэта.
Не может не заинтересовать раздел, посвященный истории переводов произведений Михаила Юрьевича на языки разных народов, влияния его на развитие нашей многонациональной литературы. Здесь встречаются и имена осетинских авторов – К. Хетагурова, Г. Кайтукова, Г. Плиева, X. Ардасенова, Д. Мамсурова, Г. Малиева, Г. Цаголова, Нигера, Б. Гуржибекова, Д. Дарчиева, И. Дзахова. И, конечно же, названы работы Д. А. Гиреева ("По лермонтовским местам", "Поэма Лермонтова "Демон", "Лермонтов в Пятигорске", "К истории знакомства Лермонтова с декабристами") и Л. П. Семенова ("Ангел". Очерк поэзии Лермонтова", "Лермонтов и Лев Толстой", "Лермонтов и фольклор Кавказа", "Встречи Лермонтова на Кавказе" и многое другое). Попали в знаменитую энциклопедию и сборники, вышедшие в наших местных издательствах. Например, "Вопросы жизни и творчества" (Орджоникидзе, 1963).
Появление первой на русском языке персональной энциклопедии было восторженно встречено всей общественностью. И как замечательно, что буквально в каждой рецензии на нее было упомянуто имя вдохновителя этого огромного труда – профессора Семенова. Да, книга эта стала в какой-то мере лучшим нерукотворным памятником этому настоящему ученому, отдавшему свой талант, знания, да и всю жизнь делу отечественного литературоведения. Вот только несколько строк из массы отзывов на Лермонтовскую энциклопедию. В. Безъязычный писал в газете "Советская культура": "Успех издания обеспечили специалисты, осознавшие важность, необходимость и своевременность такого издания. Здесь следует назвать прежде всего владикавказского лермонтоведа профессора Леонида Петровича Семенова. Он... всю жизнь мечтал о "Лермонтовской энциклопедии" и немало сделал, собрав громадную коллекцию литературных и самых разнообразных материалов, относящихся к жизни и творчеству поэта".
А ведь эта коллекция тоже имеет свою удивительную историю. Еще будучи 14-летним подростком (в 1900 году), Семенов начал собирать свое сокровище. Здесь были книги, брошюры, журналы, статьи, сборники, газеты, гравюры, иллюстрации, альбомы, чрезвычайно ценные и редкие. Леониду Петровичу даже удалось приобрести уникальные документы о Лермонтове. Это было непросто. Сам Семенов рассказывал, например, о том, сколько трудностей ему пришлось преодолеть для получения у семьи проживавшего во Владикавказе полковника Д. В. Раковича (талантливого исследователя, преподававшего в кадетском корпусе) отдельных материалов. Еще до революции Ракович решительно отказал ему в предоставлении документов. А после смерти мужа его вдова назвала "фамильными ценностями" материалы, так долго разыскиваемые Леонидом Петровичем. И только спустя несколько лет она все же уступила их Семенову. Как писал в набросках своей биографии сам ученый-краевед, "сделано это было вовремя, ибо вдова вскоре уехала из города, и следы материалов оказались бы потеряны". А ведь среди бумаг были такие, как "Журнал военных действий на Кавказе" (1840 г.) и личное заявление поэта о разрешении остановиться в Пятигорске (1841 г.). Их содержание Семенов обнародовал в 1922 году.
Необычайно интересен и такой факт. В октябре 1941 года советская общественность собиралась отметить памятную дату – столетие со дня смерти М. Ю. Лермонтова. К этим дням Леонидом Петровичем была подготовлена монография "Лермонтов и фольклор Кавказа", вступление к книге "М. Ю. Лермонтов. Кавказские стихи и поэмы", две статьи для юбилейных сборников, выходивших в Пятигорске и Грозном. Сохранилась даже выписка из приказа по Северо-Осетинскому госпединституту имени К. Л. Хетагурова (Леонид Петрович в то время заведовал кафедрой русской литературы на филфаке) от 20 июня 1941 года: "Командировать в Пятигорский педагогический институт в качестве докладчиков на юбилейную сессию, посвященную М. Ю. Лермонтову, профессора Л. П. Семенова, профессора М. Я. Немировского, доцента Б. И. Кандиева, доцента М. Т. Лукашенко". Срок командировки с 1.07 по 6. 07. 1941 года". Однако долгожданная поездка так и не состоялась, и командировочное удостоверение осталось лежать в архиве профессора Л. П. Семенова: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Какая уж тут командировка...
В Леониде Петровиче все, кто его знал, отмечали характерную для него черту – подлинное бескорыстие, научную щедрость. Его главная цель – оставить достойных учеников, предоставить возможность другим изучать то, чему он сам посвятил жизнь, отдать обществу и дорогие идеи, и любимые книги, что он, кстати, и сделал. Вот только несколько фактов из сотни. Семенов передал в общественное пользование в библиотеку Северо-Осетинского научно-исследовательского института истории, литературы и экономики многие драгоценные сборники по кавказоведению; лермонтовскую коллекцию в 1952 году он подарил музею на родине поэта – в Тарханах. А в дар "Домику Лермонтова" в Пятигорске передал ценнейшее собрание материалов по лермонтоведению, которое собирал в течение 50 лет своей жизни. Можно только представить, сколько там было интереснейших вырезок из журналов, газет, необычных иллюстраций! Все это значительно пополнило фонды пятигорского музея.
Да, о Леониде Петровиче можно рассказывать бесконечно. Он, воспитавший целую плеяду больших ученых, оставивший широкое творческое наследие, никогда не останавливался на достигнутом. Символично то, что его, скончавшегося 2 апреля 1959 года, похоронили в пантеоне неподалеку от могилы Коста, творчеством которого он так много занимался в зрелые годы своей жизни. Последние написанные им строки – начало статьи об интернационализме К. Хетагурова: "Одной из самых замечательных черт личности Koста и его многогранной общественной и творческой деятельности является доброжелательное отношение к представителям различных национальностей в лице передовых интеллигентных людей и из среды простого трудового народа..." А ведь слова эти и сегодня звучат как завет ученого будущим поколениям.
Что ж, несомненно, правы те, кто говорит, что есть нечто знаменательное в том, что Лермонтовская энциклопедия открывается именем Л. П. Семенова. Ведь вся жизнь ученого без остатка была посвящена поэзии Михаила Юрьевича. Именно в этом была и его первая любовь, и мудрость зрелой поры, именно к этой поэзии он обращался в сложнейшие периоды жизни. И о чем бы ни писал наш земляк (а, как мы убедились, диапазон его интересов был на редкость многогранен), все озарялось неугасимым светом чудесного лермонтовского творчества. Огромное спасибо ему за это!
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30