Малоизвестные страницы истории "холодной войны"
До сих пор в редких и скупых публикациях о полярном летчике, нашем земляке И.С. КОТОВЕ нет сведений о том, за что он 6 декабря 1949 г. удостоился звания Героя Советского Союза. Сказано только, что указ о награждении был закрытым – без публикации в печати. Когда я впервые прочитал об этом, стало интересно: почему?
Ответ был найден лишь через несколько лет, уже в 90-е, когда стало известно, что в начале 50-х в Арктике строились ледовые аэродромы для нашей дальней авиации. Набирала обороты "холодная война", в СССР знали о планах США на атомные бомбардировки наших городов. Самым опасным было северное направление, в то же время это был кратчайший путь к территории вероятного противника для нанесения ответного удара. Страна должна была быть готовой к этому. Но началу строительства аэродромов предшествовала огромная работа по поиску и разведке больших льдин, пригодных для приема тяжелых самолетов...
Родился Илья Спиридонович Котов в 1912 году в г. Моздоке. После окончания девяти классов и школы фабрично-заводского ученичества работал на заводе "Ростсельмаш". В 1931 г. комсомол направил молодого рабочего на учебу в Батайскую авиашколу Гражданского воздушного флота.
Родине нужны были тысячи летчиков и авиамехаников – 30-е годы стали временем бурного развития отечественной авиации. Создавались Военно-воздушные силы Красной армии, и осваивать отдаленные районы страны – Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток – без нее было невозможно.
После окончания авиашколы Илья Котов работал в Уральском управлении Гражданского воздушного флота. В 1937 году совершил несколько вылетов на поиски пропавшего экипажа известного полярного летчика Леваневского. До 1941 года служил в полярной авиации, а когда началась война, был призван в Военно-морской флот. С ноября 1941-го до мая 1942 года воевал в составе Беломорской военной флотилии, затем в должности командира экипажа Главсевморпути совершил более 30 вылетов для выполнения специальных заданий руководства. Известно, что боевые действия на северном фланге советско-германского фронта продолжались до ноября 1944 года. Почти три с половиной года советское Заполярье было ареной ожесточенных боев на суше, море и в воздухе. На Северный морской путь, а он был и остается главной судоходной магистралью Севера нашей страны, возлагалась важнейшая задача снабжения войск. Работа полярных летчиков практически на театре военных действий в крайне сложных условиях полетов требовала от экипажей высочайшего летного мастерства и немалого мужества. И с заданиями экипаж И.С. Котова справлялся достойно, свидетельство тому – ордена, которыми был награжден наш отважный земляк.
Не успел развеяться пороховой дым над освобожденной советскими войсками Европой, как нашей стране была объявлена "холодная война". В США готовили секретные планы атомных бомбардировок городов СССР. Разоренная войной страна вынуждена была догонять своего вчерашнего союзника. В августе 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, но она не могла стать адекватным ответом американской угрозе – страна не располагала надежными средствами ее доставки до территории США. Ведь начавшие поступать в конце 1947 г. в части дальней авиации бомбардировщики Ту-4 (они были копией американских В-29) имели дальность 5100 км и не могли, достигнув границ США, вернуться. Не было решения этой задачи и в ближайшей перспективе – стратегический бомбардировщик Ту-95 с дальностью свыше 13500 км был запущен в серийное производство только в 1955 г., а ракета Р-7 с дальностью стрельбы 8000 км успешно испытана в августе 1957 г.
Оставалось одно, единственно возможное решение – создать в Арктике, а это было кратчайшим расстоянием до США, аэродромы, с которых наши бомбардировщики Ту-4 могли достичь территории США, нанести удар возмездия атомными бомбами и вернуться. Сложность этой задачи трудно представить – даже открыть полярную станцию с 5–10 полярниками во льдах было непросто. А какой труд и какие затраты необходимо было вложить в строительство военных аэродромов на ледяных полях Арктики для базирования сотен самолетов дальней авиации! Одновременно решалась задача прикрытия страны с севера. Для этого предусматривалось размещение на ледовых аэродромах истребителей, на то время это были новейшие Ла-11.
Этой сложнейшей работе предшествовали поиск и разведка мест возможного строительства ледовых аэродромов. Ими могли быть льдины больших размеров, способные принимать тяжелые самолеты. Именно эту очень важную работу сразу после войны начали выполнять наши полярные летчики и в их числе – экипаж И. С. Котова. Важно отметить, бомбы еще не было, Ту-4 – на подходе, а разведка будущих аэродромов во льдах уже началась...
Так же активно, со своей стороны, обустраивали будущий театр военных действий и США – в Арктике, на Аляске и севере Канады.
В марте 1946 г. экипаж Котова первым из советских летчиков обнаружил в центральной части Арктики огромный ледяной остров площадью 600 кв. километров. В 1948–1949 гг. летчики совершили десятки полетов в глубь Арктики с посадками на дрейфовавшие льдины подходящих размеров. Благодаря беспримерному героизму наших полярных летчиков, летавших в крайне сложных погодных и навигационных условиях Арктики, была создана возможность строительства аэродромов для дальней авиации, которые гарантировали нанесение ответного атомного удара по США в случае начала войны. Сохранились кадры хроники, на которых хорошо видны размеры этих ледовых площадок для наших бомбардировщиков и их обустроенность. В Арктике были построены 32 аэродрома. В конце 50-х годов, когда на вооружение приняли межконтинентальные ракеты Р-7 и стратегические бомбардировщики Ту-95, они утратили свое значение. Но еще четверть века эта страница освоения Арктики оставалась под грифом "секретно".
Вклад нашего земляка в решение важнейшей послевоенной оборонной задачи государства получил самую высокую оценку – закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года И.С. Котов в числе пятерых полярных летчиков был удостоен звания Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, медалями...
2 декабря 1961 года Ильи Спиридоновича Котова не стало. Похоронен он в Москве, на Даниловском кладбище.
И.С. Котов был в числе тех, для кого 9 Мая 1945 года война не закончилась – еще четыре года он своим героическим трудом обеспечивал уже в новой, теперь уже "холодной", войне безопасность нашей Родины. Мы, благодарные земляки, должны помнить его славное имя.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30