"Аланика" – в доме-музее поэта и воина
Малым музеям посвящен 17-й Фестиваль современного искусства "Аланика", который был учрежден Северо-Кавказским филиалом Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Миссия фестиваля – актуализация культурного наследия региона средствами современного искусства и интеграция современного искусства в традиционный музей, чтобы новые поколения интересовались, проникались отечественной духовной и материальной культурой. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Благотворительного фонда В. Потанина.
С 4 по 9 октября участники фестиваля побывали на презентациях проектов в музее истории рыбной промышленности Дагестана, Буйнакском историко-краеведческом музее, литературно-мемориальном музее Арби Мамакаева, Доме-музее просветителя и художника И.П. Крымшамхалова, мемориальном Доме-музее Марко Вовчок, музее Горского государственного аграрного университета и музее истории г. Владикавказа. Также участники фестиваля из Москвы и Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда и Владикавказа побывали в Моздокском районе.
С конца сентября в ст. Ново-Осетинской, в Доме-музее поэта и воина Блашка Гуржибекова, специалисты, художники и дизайнеры готовили презентации двух проектов: "Я видел свой сад…" Елены Утенковой и Михаила Тихонова (г. Москва) и "Туман поднимается над нашей памятью" – архитектурного бюро "Объект" (г. Владикавказ). На презентацию проектов 6 октября в станицу приехало много гостей: директор Северо-Кавказского филиала ГМИИ им. Пушкина Галина Тебиева, куратор фестиваля Александр Дашевский, руководитель ГБУ "Наследие Алании" Людмила Габоева, директор Национального музея РСО–А Аслан Цуциев. В станице их встретили начальник отдела по вопросам культуры АМС Моздокского района Юлия Потоцкая, глава Ново-Осетинской АМС Владимир Андреев, директор музея Блашка Гуржибекова Эльбрус Годжиев.
Проект супругов Елены Утенковой и Михаила Тихонова "Я видел свой сад…" наполнил обновленными смыслами помещения Дома-музея, так сказать, его "мужскую" и "женскую" половины. Авторы изучили творчество и письма Блашка, семейные фотографии и отразили их, пропустив сквозь призму своего креативного образного мышления. Особое внимание привлекли видеокартины метафорического сада, любимого места поэта. Знакомые многим из советского детства волшебные шарики, через глазки которых увеличенными можно увидеть размещенные внутри картинки, стали одним из экспонатов музея – Михаил Тихонов поместил в них фотографии из семейного альбома Гуржибековых. Также художники подарили музею картины, выполненные в разных техниках, сюжеты которых навеяны стихами и прозой Блашка. А планшет в виде старинной рамки на стене сменял черно-белые фотографии, как в калейдоскопе. Появились в музее и экспонаты от рядовых дарителей – например, мандолина. Не та, конечно, на которой превосходно играл сам Блашка. Но музыкальный инструмент, которым Блашка прекрасно владел, вносит в образ поэта живительные штрихи.
К сожалению, не стало одного из меценатов, энтузиастов восстановления дома-музея, племянника Гуржибековых Игоря Хохоева, накануне, 5 октября, были его сороковины. И его семья преподнесла в дар музею старинные иконы. Чтобы музейные экспозиции были актуальными, востребованными новыми поколениями, нужна работа специалистов, научных сотрудников, которых, к сожалению, в малых музеях не хватает.
Елена Утенкова сравнила светлую энергетику Блашка с энергетикой Пушкина: "Это не просто два поэта, погибших в возрасте 37 лет. Как и о Пушкине, очень хочется сказать о нем – друг мой Блашка!".
На просторном дворе усадьбы молодые художники, архитекторы и дизайнеры под руководством Артура Мкртычана подготовили необычный проект "Туман поднимается над нашей памятью". Они также изучали творчество Блашка Гуржибекова, его последние письма из Маньчжурии. Юноши и девушки "научили" нейросеть дигорской речи, загрузив словарь, составленный поэтом, и его стихи. Загрузили его письма от 16 и 17 июня – накануне гибели. Молодым очень захотелось с участием нейросети представить, как бы писал Блашка 19 июня 1905 г., если бы остался жив; что бы изменил в родной усадьбе, если бы вернулся домой. Архитектурный объект "Шелковый павильон", очертаниями напоминающий горскую башню, вмещает не более двух человек. На подсветке внутри него – план усадьбы с домом, "птичьими садами", "поющим мою тоску фонтаном", "колодцем в моем саду" и "той стороной". Ребята демонстрировали изготовленные своими руками макеты поющего японского фонтана, небесного грота с темными тучами и других объектов, которые бы… находились здесь, если бы Блашка вернулся.
Так, вчитываясь, всматриваясь в образы, совершенно неожиданно и трогательно "видят" Дом-музей Блашка Гуржибекова художники.
Гости посетили величественный храм Николая Чудотворца через дорогу от музея, а также могилу поэта на станичном кладбище. Да, мало мы знаем о том, как формируется человек, как растет поэт. Конечно, не только во дворе и стенах родного дома. Но как же замечательно ощущать миг прикосновения к чему-то великому и вечному, от которого душа становится чище.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30