Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Крайне опасное зло

ИНТЕРВЬЮ Гость "СО" – врио начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РСО–А полковник полиции Салам ЗАРИКЕЕВ

По итогам 10 месяцев 2024 года правоохранительными органами республики из латентной среды выведено 126 криминальных деяний коррупционной направленности, основной массив которых (97%) выявлен подразделениями экономического блока МВД по РСО–А.

Важнейшим направлением деятельности правоохранительных органов МВД по РСО–А была и остается борьба с коррупцией, которая является одним из серьезных условий, препятствующих эффективному развитию государства. Она наносит ущерб стабильности и национальной безопасности общества, приводит к значимым и ощутимым потерям в социально-экономическом и политическом развитии. О том, какие сферы деятельности Северной Осетии больше всего подвержены коррупции, а также о текущих результатах работы по противодействию ей мы поговорили с врио начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РСО–А полковником полиции Саламом Абдул-Садыховичем ЗАРИКЕЕВЫМ.

– Коррупция является одной из главных проблем современности. Как к ней относятся граждане?

– Коррупция относится в нашей стране к числу актуальных социологических проблем. По мнению большинства граждан, уровень распространенности коррупции в госструктурах очень высок. Наряду с негативными последствиями для общества коррупция может способствовать адаптации, приспособлению индивидов при решении личных проблем. Обращает на себя внимание тот факт, что о необходимости дать взятку чаще упоминают граждане. Экономически активное население одновременно выступает как объект, страдающий от коррупции, и в то же время получающий выгоды от применения подобной практики при получении эффективных медицинских услуг, помощи в оформлении документов, устройстве ребенка в детский сад, услуг в сфере ЖКХ и т.д.

Борьба с мздоимством, взятками в России велась на протяжении всей ее истории, однако, как показывает практика, с коррупционерами невозможно справиться, если борьба будет бессистемной, а самое главное – пока не изменится правосознание самих граждан, и они не начнут проявлять гражданскую сознательность и сообщать о фактах коррупции.

– На что в первую очередь ориентированы сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции в своей работе?

– Естественно, в числе их основных задач – выявление коррупционных криминальных деяний, совершенных высшими должностными лицами, резонансных преступлений, новых коррупционных механизмов, имеющих системный характер, установление имущества коррупционеров.

– Каковы результаты работы по выявлению коррупционных преступлений в этом году? Как обстоят дела с законностью в данной сфере?

– По итогам 10 месяцев 2024 года правоохранительными органами республики из латентной среды выведено 126 криминальных деяний коррупционной направленности, основной массив которых (97%) выявлен подразделениями экономического блока МВД по РСО–А. 114 преступлений относится к тяжкой категории, практически каждое четвертое совершено в крупном размере.

В общей структуре преступлений коррупционной направленности 83% приходится на криминальные деяния против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, более половины из них связано со взяточничеством, 17% составляют хищения, совершенные путем мошенничества, присвоения и растраты (ст. 159 УК РФ, ст. 160 УК РФ).

– В каких сферах выявляется больше всего коррупционных преступлений, с чем это связано?

Анализ оперативной обстановки свидетельствует о том, что наиболее высокой коррупционной пораженностью в республике отличаются сферы государственного и муниципального управления, в том числе, связанные с освоением бюджетных средств при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд, реализации национальных проектов, государственных программ, а также социальной защиты, образования, здравоохранения.

Концентрация криминалитета в этих сферах обусловлена прежде всего значительными финансовыми ресурсами, направляемыми государством на указанные цели, и корыстными устремлениями чиновников, желающих обогатиться за счет государства, общества и граждан.

– Сегодня ответственность за совершение коррупционных правонарушений несут не только физические, но и юридические лица. Поделитесь наработанной практикой в этой сфере.

МВД по РСО–А организовано межведомственное взаимодействие с Прокуратурой РСО–А по привлечению юридических лиц к ответственности за коррупционные правонарушения.

Статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность юридических лиц за незаконную передачу, предложение или обещание должностному лицу денег или иного имущества за совершение в интересах данного юридического лица действия либо бездействия, связанного с занимаемым должностным лицом служебным положением. Отличительной особенностью ст. 19.28 КоАПа РФ являются сроки давности привлечения юридического лица к ответственности, которые составляют 6 лет со дня их совершения, а также существенные суммы административных штрафов – не менее 1 млн рублей.

В соответствии с межведомственным приказом сотрудниками УЭБиПК МВД по РСО–А при наличии оснований направляются материалы проверок в органы прокуратуры с целью привлечения юридических лиц к ответственности по коррупционным правонарушениям.

– Насущный вопрос: каков ущерб от коррупции и принимаемые в этой связи меры?

Одной из наиболее эффективных стратегий противодействия коррупции является лишение коррупционеров имущества, полученного за счет преступной деятельности, путем его изъятия и конфискации. Данное направление следует считать одним из наиболее важных в борьбе с коррупцией, поскольку оно снижает экономическую целесообразность преступной деятельности, ограничивает возможности коррупционеров реинвестировать средства в законный бизнес и продолжать коррупционную деятельность.

Возмещение ущерба от преступлений коррупционной направленности – это элемент системной деятельности по минимизации и ликвидации последствий коррупции, направления противодействия коррупции, закрепленного в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

С учетом этого при документировании коррупционных преступлений работа по установлению имущества, за счет которого возможно возмещение причиненного ущерба, проводится нами еще на стадии оперативно-разыскных мероприятий в целях своевременного принятия мер по наложению ареста.

По итогам работы за 10 месяцев 2024 года установленная сумма материального ущерба по оконченным уголовным делам с коррупционной окраской составила 23,4 млн рублей. Возмещено 19,6 млн руб., что составляет почти 83,7%.

– Существуют ли какие-либо дополнительные механизмы, помогающие выявлять коррупционеров?

– Универсальных способов нет, решающую роль в выявлении и документировании фактов коррупции играют различные группы специальных технических средств, результаты применения которых обеспечивают процесс доказывания по уголовным делам. Сотрудниками УЭБиПК МВД по РСО–А активно используется потенциал специальных технических подразделений, например, при документировании фактов взяточничества применяются средства негласного аудио-, фото- и видеофиксации. Единственным условием использования таких технических и специальных средств является непричинение вреда жизни и здоровью граждан.

– На ваш взгляд, достаточны ли меры, предпринимаемые сотрудниками различных ведомств в борьбе с коррупцией, или же требуются еще какие-то законодательные изменения для более эффективной работы?

– При организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий, направленных на документирование коррупционных преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами, проблемным вопросом является отсутствие механизмов защиты заявителей о фактах коррупции, что влечет их нежелание обращаться в правоохранительные органы. Особенно это относится к предпринимателям, у которых под ударом находится единственный источник дохода – бизнес.

Действующим законодательством определены некоторые меры безопасности. Однако они больше связаны с личной охраной людей и их имущества (меры по переселению, изменению места работы, замене документов – Федеральный закон от 20.08.2002 № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".) Фактически, когда под угрозой бизнес (а это также коммерческие интересы и имидж предприятия), вышеуказанными мерами обеспечить должную защиту становится крайне затруднительно.

В качестве предложения целесообразно создать межведомственную группу для выработки законодательной инициативы по разработке дополнительных мер защиты физических и юридических лиц, представители которых выступили заявителями, потерпевшими, свидетелями по делам коррупционной направленности, предусмотрев, в том числе, меры по поощрению. Кроме того, необходимо принять меры уголовно-правовой защиты, связанные с обязательным отстранением должностных лиц от исполнения служебных обязанностей на весь период следственно-судебного процесса, с последующим принятием в качестве дополнительной меры наказания лишение права занимать должность на более длительные сроки.

Марина ПЛИЕВА, ОИиОС МВД по РСО–А

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика