ЗНАЙ НАШИХ! Мастер Слова
В День народного единства в Санкт-Петербурге прошло вручение Всероссийской литературной премии им. А.К. Толстого. Она присуждается за лучшие историко-патриотические сочинения. В номинации "Драматургия" лауреатом стал наш коллега, журналист из Моздока, а "по совместительству" – еще и известный писатель и драматург Сергей ТЕЛЕВНОЙ.
– Сергей Владимирович, как писатель вы дебютировали еще в 1991 г. в журнале "Дарьял". О чем ваша новая пьеса и как она называется?
– Это одноактная мелодрама "Жить ради Радия", написанная на документальной основе и посвященная участнику СВО. Однако это вовсе не героический эпос, а житейская история с переживаниями и колебаниями действующих лиц.
В большей степени пьеса не про СВО, а про людей в экстремальных условиях, их решения и поступки, жизненные позиции. Действующие лица – люди из нашего окружения: учительница, бухгалтер, управдом, слесарь, детдомовец, подростки неидеального поведения с "недистиллированной" речью.
И только у главного героя Марата профессия не совсем обычная, он – актер ТЮЗа. Его 15-летнего сына Родиона в школе зовут "Радием". Вот ради него отец и обязан жить и выжить! В этой ответственности отцов перед детьми и заключена основная идея пьесы.
– Какими же переживаниями живут ваши герои, в чем их жизненная позиция?
– Позиция у каждого своя и объяснимая. Мать главного героя говорит: "Наверное, каждый должен прочувствовать горе, тогда что-то сдвинется".
Жена Марата с горечью вопрошает: "Почему только наши воюют, а другие жируют?! Несправедливо".
У всех у них свои представления о справедливости. Они возникают, когда из телевизора прет развлекуха, "звезды" впаривают свои "ценности", на городских площадях царит "веселуха". А в это время наши бойцы находятся под огнем в холодных окопах и под скальпелями в госпиталях...
– Такова же позиция и бойцов – героев пьесы?
– Я отвечу словами героя другой моей пьесы из этой же серии: "Платон мне сын, кто может быть дороже?!" Он повторяет слова своего командира: "Меня в Суворовском училище, военной академии учили тому, что самая лучшая война – это предотвращенная война. Сегодня не получилось... Почему? Значит, плохо предотвращали, плохо рыли землю. Надо рыть землю в прямом и переносном смыслах.
Про врагов я понял одну вещь: противника не надо бояться, но уважать – надо. А в бою – опережать, потому что или – ты, или – тебя. Понятно? Там такие же Степаны со своими Платонами. Только им успели промыть мозги наши настоящие враги.
К сожалению, в истории масса примеров, когда брат шел на брата. Но все войны заканчиваются миром. Так что мира вам, ребята!"
– А нужно ли писать об этих драматичных событиях постоянно?
– Есть мнение, что к таким темам надо обращаться через 20–30 лет, когда все это станет историей. Наверное, в этом есть резон. Даже главный герой моей пьесы "Платон мне сын..." – журналист Степан – говорит: "Каждый журналист мечтает написать роман. Я, может быть, лет через 10 и напишу..."
Его сын Егор замечает: "Долго ждать... Нам надо здесь и сейчас", а отец отвечает: "Слишком окопный роман получится..."
Но с другой стороны, наши бойцы заслуживают того, чтобы об их подвигах писали романы, ставили спектакли, снимали фильмы уже сегодня. Потому что завтра для кого-то может быть и поздно.
Ведь пока мы "примеряемся" к написанию "эпохалок", наши идеологические противники работают, причем здесь и сейчас, и раньше, и постоянно. На нашем культурном и идеологическом пространстве.
А нам предлагается подождать, когда через 20 лет вырастут новые Толстые или Шолоховы. Они и без того возникнут – есть питательная историческая среда.
В свое время немодный ныне Горький в похожей исторической ситуации задал своим коллегам судьбоносный вопрос:"С кем вы, мастера культуры?"
Вот и нам пора в этом определиться, особенно "мастерам", благоденствующим за счет государственного бюджета.
– Почему, по вашему мнению, выбор жюри пал на вашу пьесу?
– На соискание премии ее порекомендовала петербургскийдраматург и сценарист Елена Радченко. А дальше, полагаю, значение имела актуальность темы.
Также были отмечены особенности сюжета, живые характеры и речь персонажей. Я не стремился использовать в ней средства художественной выразительности, делать ее слишком театрализованной и позволил героям пьесы говорить на их языке.
– А как приняли пьесу режиссеры театров, есть ли желание поставить ее?
– К драматургическому материалу об СВО в театральных кругах относятся с большой осторожностью. Пока такие спектакли – единичные случаи.
Несмотря на это, еще до победы в конкурсе к пьесе проявили интерес. Она включена в шорт-лист 40-го международного конкурса современной драматургии "Время драмы, 2024-й, весна". Вышла в финал конкурса "Герой" (совместный проект Министерства обороны РФ и Национальной ассоциации драматургов).
По заявке художественного руководителя Московского театра-лаборатории "S.T.E.R." Алексея Гусарова пьесу отобрали в 6-й сезон лаборатории режиссерских читок "Рупор новых имен" в Москве. Читка состоится 16 ноября.
Буду рад, если присоединятся и другие театры.
"Платон мне сын..." – это двухактная история вне зоны СВО. Она тоже замечена – попала в лонг-лист международного конкурса пьес "Поколение-21", проводимого Гильдией драматургов России, и стала финалистом конкурса "Герой" в номинации "Сценарий".
– Где можно познакомиться с вашими произведениями?
– Мелодрама "Жить ради Радия" опубликована на интернет-ресурсе Союза писателей России "Российский писатель", в газете "Литературная Россия" (г. Москва), литературном интернет-журнале "СценГазета" Национальной ассоциации драматургов.
В третьем же из названных изданий опубликован и "Платон…", он также вышел в альманахе "Литературная Пермь".
Летом в московском издательстве "Российский писатель" вышла моя книга "Я – не заморыш" с одноименной повестью и прозой последних лет.
– Как прошло вручение премии?
– Атмосфера в Доме писателей была теплой, исключительно доброжелательной. Награду вручал сопредседатель Союза писателей России, руководитель Санкт-Петербургской организации СПР, известный поэт Борис Орлов.
Я благодарен писательскому сообществу Петербурга, жюри конкурса за то, что меня заметили и отметили. Был рад знакомству с другими питерскими писателям, с которыми, надеюсь, контакты продолжатся.
Отмечу, что Санкт-Петербургское отделение СПР не замыкается в своей столичной "скорлупе". Здесь ищут, находят и поддерживают самобытных авторов из глубинки. Для культурной столицы России маленький Моздок, районный газетчик – это что-то почти экзотическое.
Кстати, в свое время Почетным дипломом премии имени А. Толстого за книгу о Г. Газданове "Место действия – душа" была награждена известная в Петербурге поэтесса и драматург Зинаида БИТАРОВА.
– И традиционный вопрос: над чем работаете сейчас?
– Завершаю крупное произведение, но пока от подробностей воздержусь.
– Желаем успеха и ему, а также всем вашим произведениям!
– Благодарю уважаемую газету и ее читателей за внимание к моему творчеству!
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30