ФИНАНСЫ Новые подходы внешнего аудита должны способствовать решению проблем
В работе очередного заседания Совета контрольно-счетных органов при Контрольно-счетной палате РСО–А, которое проходило под председательством руководителя Контрольно-счетной палаты Инала КАЛИЦОВА, также приняли участие председатель Комитета Парламента РСО–А по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям Асланбек ХАДАРЦЕВ, уполномоченный представитель главы республики в Совете муниципальных образований Северной Осетии Марина ПЛИЕВА.
Открыл мероприятие Инал Калицов и перед тем как приступить к рассмотрению вопросов повестки дня сообщил об изменениях в составе Совета контрольно-счетных органов, поздравил Нателлу Караеву с назначением на должность председателя Контрольно-счетной палаты Бесланского городского поселения и включением ее в состав Совета.
Затем Инал Калицов проанализировал в своем выступлении работу контрольно-счетных органов республики и определил новые задачи на ближайшую перспективу.
– В декабре 2023 года на очередном заседании Совета контрольно-счетных органов при Контрольно-счетной палате Республики Северная Осетия – Алания с целью обеспечения эффективной деятельности мы утвердили план работы Совета на 2024 год, – напомнил он. – И реализация в 2024 году мероприятий, отраженных в плане, должна способствовать совершенствованию подходов к проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Направления нашей деятельности включают в себя постоянный мониторинг изменений нормативной базы на различных уровнях финансового аудита, а также обеспечение информационного взаимодействия и доведение до контрольно-счетных органов муниципальных образований всех нововведений в области внешнего финансового контроля.
Новые подходы внешнего аудита должны способствовать решению нашей основной задачи – своевременно выявлять проблемы и совместными усилиями добиваться их устранения. И здесь роль контрольно-счетных органов в достижении большей эффективности использования бюджетных средств очень важна.
В этом году системное взаимодействие контрольно-счетных органов районов и КСП РСО–А приобретает комплексный подход, выраженный в совместной проработке рекомендаций парламента республики. Контрольно-счетной палате РСО–А совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований рекомендовано провести анализ динамики изменений штатной численности муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, муниципальных образований и их эффективности; реализации муниципальных заданий муниципальными бюджетными учреждениями; реализации национальных проектов, муниципальных программ, инвестиционных проектов на территории муниципальных образований.
Палата ежегодно включает в план работы проведение комплексной проверки исполнения бюджета и использования межбюджетных трансфертов в нескольких районах республики. В 2024 году в соответствии с поручением парламента республики проведена проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2022–2023 годах из республиканского бюджета бюджету Дигорского района. На завершающем этапе аналогичная проверка в Ардонском районе. В 2025 году мы продолжим эту работу, планируем провести проверки в нескольких районах совместно с контрольно-счетными палатами муниципальных образований. Могу сказать, что вопросы, затронутые в рекомендациях парламента, обязательно найдут свое отражение в программах проверок.
Калицов подчеркнул, что контрольно-счетным органам необходимо обратить внимание на качество муниципальных заданий, корректность его показателей. Обязательно наличие порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания. И что важно – производить расчет нормативных затрат, связанных с оказанием муниципальных услуг муниципальных учреждений.
Еще один важный вопрос касается применения норм административного законодательства при осуществлении полномочий внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. Здесь надо обратить внимание на необходимость более активной работы в этом направлении. Судя по отчетности от контрольно-счетных органов, практика составления протоколов отсутствует практически во всех КСО. А этот инструмент позволяет улучшать финансовую дисциплину объектов контроля и способствует недопущению повторных нарушений.
Также на заседании было сказано о необходимости постоянного профессионального развития сотрудников контрольного счетных органов. Такая возможность предоставляется на портале Счетной палаты и контрольно-счетных органов; регулярно проводятся семинары по актуальным темам, отвечающим запросам и приоритетам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, где информируют муниципальных коллег об этих мероприятиях, а также о семинарах, которые проводятся Союзом муниципальных контрольно-счетных органов. Кроме этого, возможно повышение квалификации посредством обучения по программам, которые предлагают ведущие федеральные вузы.
И, как было заявлено, Контрольно-счетная палата готова оказывать муниципальным палатам правовую, информационную и методическую помощь в организации и проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, она всегда открыта для взаимодействия с муниципальными коллегами. А Совет, как коллегиальный и совещательный орган, положительно влияет на это взаимодействие и делает его более эффективным.
Далее участники заседания рассмотрели ход реализации муниципальных заданий муниципальными бюджетными учреждениями Ардонского района за 2023 год и текущий период этого, вопросы применения норм административного законодательства при осуществлении полномочий внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвердили план работы Совета контрольно-счетных органов на 2025 год.
В полемику об обоснованности размеров финансирования бюджетных организаций включился и Асланбек Хадарцев, обратив внимание на устоявшуюся практику выделения ассигнований учреждениям без учета сократившейся нагрузки. К примеру, когда на детский сад, где стало значительно меньше воспитанников, продолжают выделять прежние суммы финансирования. Аналогично и в школах, других организациях. И здесь необходимо применять дифференцированный подход.
Еще одна проблема – различные арендные ставки для сельхозтоваропроизводителей, которые не учитывают реальную кадастровую стоимость земель. Еще одна сфера, где требуется пристрастный подход – это инвестиционные проекты. Некоторые из них не выполняются. В то же время эти площадки находятся на территориях муниципальных образований и не приносят местному бюджету дохода в виде арендной платы. Причем, годами. Поэтому необходимо на местах, не откладывая на долгий срок, сразу в случае "пробуксовки" инвестпроекта принимать меры, чтобы изменить ситуацию.
Также предстоит разобраться в правомерности образования так называемой безнадежной задолженности. Ведь это тоже один из факторов ухода от налогообложения.
Председатель Контрольно-счетной палаты также обратил внимание на опыт лучшей практики на местах, указал на недоработки, которые предстоит устранить.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30