Зачинателями военной династии Огоевых были братья Созрыко и Маирбек
Маирбек Огоев (слева), Созрыко Огоев (справа) с супругой Заретой Дзутцевой и сыном Урузмагом, 1950-е годы.
"Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой". Но есть такие семьи, которые могут гордиться сразу несколькими поколениями, для которых главным делом было беззаветное и самоотверженное служение Отечеству! И эти поколения с гордостью называют династиями. Одна из таких – династия ОГОЕВЫХ, зачинателями которой были два родных брата – СОЗРЫКО и МАИРБЕК.
Село Кадгарон славится своими выдающимися выходцами, особенно отличившимися в ратном деле и на военной службе. Это и генерал Русской императорской армии, прославленный военачальник, прошедший путь от ординарца генерала М. Д. Скобелева до генерала от кавалерии – Дмитрий (Дзамболат) Абациев, и полный кавалер Георгиевского (солдатского) креста, отважный разведчик, прошедший путь от рядового солдата до штабс-капитана – Дмитрий (Дзарахмат) Гугкаев, героически погибший в ходе Первой мировой войны.
В декабре 1917 года никто и не думал, что родившемуся 9 числа последнего месяца этого нелегкого и "великого семнадцатого" года в семье Огоевых мальчику тоже суждено будет стать генералом и не просто генералом, а основоположником целой династии военнослужащих. Никто не думал, что сын крестьянина станет одним из ярких представителей осетинской военной интеллигенции, а его имя пополнит список выдающихся уроженцев селения Кадгарон. Хотя и имя сыну Николая Огоева выбрали непростое. Мальчика назвали Созрыко – в честь генерал-лейтенанта Русской императорской армии Созрыко Хоранова – друга Дзамболата Абациева, с которым они начинали ординарцами у генерала Скобелева и прошли через огонь Русско-турецкой, Русско-японской и Первой мировой войн.
Генерал Хоранов жил недалеко от Кадгарона, в соседнем селении Ардон. Именно он добился здесь открытия духовной семинарии. Земляки уважали генерала за его подвиги, прославившие Осетию, и любили за неравнодушие к проблемам осетинского народа. За год до рождения мальчика в семье Николая Огоева 74-летний генерал Созрыко Хоранов во время одного из боев на Румынском фронте верхом на коне повел своих казаков в атаку на австрияков и был тяжело ранен, но чудом выжил и был награжден по Указу императора высшим военным орденом – орденом Святого Георгия 4-й степени. Эта весть, конечно же, дошла и до Осетии! Именем славного генерала и назвали мальчика, желали ему быть достойным и похожим в делах и подвигах на Созрыко Хоранова, также любить свою родину – маленькую Осетию и большую Россию, быть храбрым и благородным офицером и, даст Бог, стать генералом! Пожелания старших во многом сбылись – Созрыко Огоев стал офицером, храбро сражался с немцами. Воевал, в том числе, и в Румынии, так же как и его выдающийся тезка Созрыко Огоев дослужился до звания генерал-лейтенанта и прославил Осетию, вернувшись в которую он занимался и вопросами военного образования. Но всему этому предшествовало более 30 лет честной и нелегкой службы в армии!
15 октября 1920 года у Огоевых родился еще один мальчик, которого назвали Маирбеком. Детство и отрочество обоих было нелегким. В 1931 году старший брат Созрыко, будучи еще учеником шестого класса, оставил учебу в Кадгаронской средней школе и пошел работать в колхоз, чтобы помочь своей семье в тяжелые годы коллективизации. Работал за двоих, чтобы дать возможность младшему брату доучиться и окончить школу. В октябре 1932 года Созрыко поступил на подготовительные курсы горно-металлургического техникума в городе Орджоникидзе. Окончил три курса и решил связать свою жизнь со службой в армии. 31 июля 1936 года добровольцем вступил в РККА и в том же 1936 году, успешно сдав вступительные экзамены, стал курсантом Севастопольского училища зенитной артиллерии. В 1939 году Созрыко Огоев окончил его по первому разряду и в звании лейтенанта был направлен для прохождения дальнейшей службы в 183-й зенитно-артиллерийский полк в городе Киеве. Начал свой путь в должности командира взвода, в том же году стал помощником командира батареи, затем командиром батареи.
Лейтенант Огоев проявлял себя способным, талантливым командиром. Эти его качества были замечены начальством и способствовали стремительной карьере молодого красного командира-зенитчика. Уже в сентябре 1940 года Огоев был направлен в Москву для поступления в одно из старейших и прославленных военных учебных заведений – Артиллерийскую академию РККА имени Ф. Э. Дзержинского.
К этому времени младший Огоев – Маирбек – окончил среднюю школу, причем не просто, а оправдал надежды старших, окончил школу с золотой медалью. Мечтая стать преподавателем, Маирбек поступил в Северо-Осетинский педагогический институт, в котором учился с присущим ему усердием. Весь Кадгарон вместе с родителями братьев – отцом Николаем Огоевым и мамой Шалимкой Тохтиевой – гордились своими младшими! Однако учебу обоих братьев прервала начавшаяся Великая Отечественная война...
Уже через месяц после ее начала, 22 июля 1941 года немецкие самолеты впервые совершили авианалет на Москву. И пока сухопутные части Вермахта только приближались к столице СССР, и битва за нее еще не началась, защитникам неба Москвы, среди которых был и старший лейтенант артиллерии Созрыко Огоев, уже пришлось вступить в бой. По окончании 1-го курса академии он был назначен командиром батареи зенитно-артиллерийского полка среднего калибра Московского корпуса ПВО. Больше года принимал участие в отражении налетов стервятников Люфтваффе на Москву. Бессонные ночи, постоянное состояние боевой готовности, бдительность, сосредоточенность, внимательность, четкость и слаженность действий командира и расчета батареи при отражении очередного налета – все это изматывало не только физически, а в первую очередь психологически! От командира расчета требовались хладнокровие, точный расчет и решительность. Молодой командир стремился на фронт, в боевые порядки, но такие талантливые и опытные кадры нужны были на самом важном участке воздушной обороны – в прифронтовой Москве, защитники которой зимой 1941 года всему миру доказали, что немецкую военную машину можно победить!
Война перечеркнула планы сотен миллионов людей, одним из которых оказался и студент Северо-Осетинского пединститута Маирбек Огоев. В январе 1942 года он стал курсантом 2-го Орджоникидзевского пехотного училища. И не просто с рвением, но с остервенением, с лютой ненавистью к врагу начал постигать азы военной науки будущий офицер, не знавший, какие испытания ему – спокойному, рассудительному и миролюбивому по натуре молодому человеку – предстоит пройти! Через шесть месяцев Маирбека, как и многих курсантов и выпускников училища 1942-го года, ждали огонь Сталинграда, тяжелые бои между Доном и Волгой, сражение за сам город на Волге! 22-летний старший сержант Маирбек Огоев тогда получил свое первое ранение. И последние месяцы 1942 года находился в госпитале № 2854 в городе Дзержинске Горьковской области. После излечения в декабре 1942 года М. Н. Огоев был назначен командиром взвода 143-го армейского запасного полка Северо-Западного фронта. Командование заметило педагогический талант и организаторские способности молодого командира и в феврале 1943 года решило направить Маирбека на обучение в Брянское военно-политическое училище, дислоцировавшееся в городе Халтурине Кировской области.
В это же самое время совершенствовал свои навыки и его старший брат Созрыко Огоев, который в сентябре 1942 года был отозван для продолжения учебы в академии, эвакуированной в Самарканд. В ноябре 1944 года капитан Огоев окончил командный факультет Артиллерийской академии им. Ф. Э. Дзержинского и был назначен командиром отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона 583-го зенитного артиллерийского полка Юго-Западного фронта ПВО. С этим дивизионом принимал участие в боях по освобождению Румынии, Венгрии, Югославии. Дивизион под командованием капитана Созрыко Огоева участвовал в обороне аэродромов в Румынии, в Югославии и в Венгрии – аэродрома "Теккель", в 17 километрах от Будапешта, за который велись одни из самых ожесточенных боев в истории Второй мировой войны. А одним из участников штурма Будапешта был младший брат Созрыко – к тому моменту уже майор Маирбек Огоев. Так встретились два брата!
За плечами Маирбека было участие в освобождении Украины, ранение, полученное в ходе форсирования Днепра, госпиталь, снова фронт. Благодарность Верховного Главнокомандующего – маршала Сталина – за отличные боевые действия при форсировании Днепра. Здесь сыграла роль колоссальная работа по моральной и политической подготовке личного состава, ведь замполит всегда должен находиться впереди, своим примером показывать, вдохновлять на подвиги.
6 декабря 1944 года в боях за станцию Кобек в Венгрии заместитель командира 1 стрелкового батальона по политической части 204 гвардейского ордена Александра Невского стрелкового полка 69 гвардейской стрелковой дивизии гвардии старший лейтенант Маирбек Огоев в самый разгар боя заменил раненого командира батальона, и, как сказано в наградном листе: "…в этот напряженный для батальона момент т. Огоев принял руководство батальона на себя и умелым руководством обеспечил отражение атак противника и контратакой заставил противника отступить, нанеся ему большие потери в живой силе, успешно выполнив поставленные задачи командования"! За этот подвиг замполит Маирбек Огоев был награжден боевым орденом Красного Знамени. Аналогичный подвиг он совершил в боях за Вену, и в конце мая 1945 года был награжден вторым боевым орденом – Отечественной войны II степени.
После войны, немного подлечившись, братья продолжили службу. Созрыко Николаевич прошел путь от командира учебного дивизиона до командующего корпусом ПВО. Служил в Венгрии, на Западной Украине, в Азербайджане, на Северном Кавказе, в Белоруссии. Везде успевал совмещать службу с активной партийной и общественной работой. В 1957 году решением Совета Министров СССР Созрыко Николаевичу Огоеву было присвоено звание генерал-майора артиллерии – сбылись добрые пожелания старших, у осетинского народа появился второй генерал по имени Созрыко! Равнение на старшего брата держал и младший – Маирбек. В юности мечтавший стать преподавателем, он сам никогда и подумать не мог, что станет профессиональным военным и дослужится до звания полковника. О жизни этого офицера можно написать книгу или снять фильм!
С окончанием войны не закончились боевые будни офицера Маирбека Огоева. С июля 1948 года по август 1950 года он был заместителем коменданта пограничной комендатуры войск МВД (затем МГБ) СССР не где-нибудь, а в Бресте. Маирбеку Огоеву довелось служить в Брестской крепости, где он и познакомился со своей будущей супругой. Здесь у них родилась дочь. Однако служба была достаточно напряженная, приходилось участвовать в ликвидации оставшихся на территории Западной Белоруссии "недобитков" из числа бывших полицаев и коллаборационистов.
В 1954 году Маирбек Огоев с отличием (а по-другому он и не мог) окончил легендарную Военно-политическую академию имени В.И. Ленина и продолжил службу в пограничных войсках. С октября 1954-го по май 1960 года – начальник политотдела войсковой части войск КГБ в поселке Раякоски Мурманской области на Кольском полуострове. Затем был руководителем политотдела Московского пограничного военного училища КГБ, командиром войсковой части войск КГБ в поселке Куолоярви Мурманской области, старшим офицером пограничных войск Северо-Западного пограничного округа в Ленинграде. А с октября 1966 года Маирбек Огоев – полковник запаса. После выхода на пенсию жил в Москве. На всю жизнь памятью о войне остались его раны – рубец на пробитом бедре и плохо сгибающаяся рука.
Тяжелое ранение получил и старший брат Созрыко, причем уже в мирное время, ему был 51 год, когда он попал в страшную автокатастрофу… Но генерал нашел в себе силы встать на ноги! Несмотря на рекомендации врачей отправить Созрыко Николаевича в отставку, командование не хотело лишаться такого опытного военного начальника и специалиста. В итоге было принято правильное решение – в сентябре 1969 года генерал Огоев был назначен начальником Орджоникидзевского зенитно-ракетного училища ПВО, которое располагалось в столице Северо-Осетинской АССР городе Орджоникидзе на улице Титова. За пять лет руководства училищем генералом Огоевым было сделано немало: подготовлены сотни квалифицированных офицеров для войск ПВО, а училище стало именоваться "высшим".
Ну, а лучше всего о заслугах двух братьев говорят их награды.
Генерал-лейтенант артиллерии Созрыко Огоев – кавалер двух орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны I степени (1985), ордена Красной Звезды, медалей "За боевые заслуги", "За оборону Москвы", "За победу над Германией", "За освоение целинных земель", "Во славу Осетии".
Полковник ПВ КГБ СССР Маирбек Огоев – кавалер двух орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны II степени, медалей "За боевые заслуги", "За отличие в охране государственной границы СССР", "За оборону Сталинграда", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За победу над Германией".
Полковник Маирбек Огоев ушел из жизни от повторного инфаркта 10 апреля 1994 года в Москве, где и был похоронен. 30 мая 2005 года перестало биться сердце генерала Созрыко Огоева, он похоронен на Аллее Славы во Владикавказе. Дело братьев Огоевых с гордостью продолжили их младшие – генерал-лейтенант Урузмаг Созрыкоевич Огоев, которого, к сожалению, не стало в этом году… Но алые погоны суворовца Северо-Кавказского суворовского училища Максима Огоева – внука и правнука известных генералов – дают надежду на то, что военная династия, зачинателями которой были родные братья Созрыко и Маирбек Огоевы, традиция которой – Отечество защищать, будет продолжена!
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30