Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
О делах насущных и планах предстоящих

В гостях у "СО" – глава МО г. Владикавказ – глава АМС г. Владикавказа Вячеслав МИЛЬДЗИХОВ

Завершение календарного года – время подводить итоги. Тем более, когда речь идет о таком большом и многогранном хозяйстве, как городское. Конечно, обо всем в течение полутора часов поговорить не удастся – все темы требуют внимания и анализа, но мы постарались сосредоточиться на самых основных моментах и получить информацию, что называется, из первых рук. 2024-й год был тяжелым и в геополитике, и в экономике. Тем не менее город строился, благоустраивался, прирастал новыми семьями, воспитывал детей – в общем, жил.

– Вячеслав Эльбрусович, наше предновогоднее интервью уже становится традиционным, и мы благодарим вас, что находите время ответить на вопросы, которые волнуют горожан. Начнем с того, что в этом году были объединены две должности – руководителя муниципального образования и руководителя городской администрации. В связи с этим что-то изменилось в управлении городским хозяйством? Лично для вас?

– Для меня увеличились и нагрузка, и ответственность. Если раньше по каким-то вопросам ответственность была разделена, то сегодня все сосредоточено в одних руках. Ты один на один с городом, его жителями. С одной стороны, хорошо, что федеральный закон позволяет объединять две ветви власти, что и сделали в этом году наши депутаты городского Собрания, и, на мой взгляд, это правильное решение. Порой возникали какие-то казусы. К примеру, при формировании бюджета, а сегодня я единолично могу рассмотреть любой вопрос и наложить вето во избежание возможной конфликтной ситуации. Также объединенная должность позволяет мне напрямую общаться с главами МО российских регионов, подписывать все документы, касающиеся нормативной базы, и т.д. Чувствую себя полноценным руководителем Владикавказа. Но, с другой стороны, я уже сказал, это и нагрузка, и колоссальная ответственность за все, что происходит в городе.

– Что бы вы занесли себе в актив в этом году? Назовите три позиции. А что сделать не удалось?

– В 2024-м году администрация начала работу по реализации регионального проекта "Общественные меры развития дорожного хозяйства" национального проекта "Безопасные качественные дороги". В рамках проекта работаем над автоматизацией процессов управления дорожным движением во Владикавказе. Работа включает в себя организацию адаптивного светофорного регулирования, системы прогнозирования дорожной ситуации, установку датчиков интенсивности дорожного движения. Перевыполнили план и в этом году и вместо 18 реализовали 36 объектов. Что это даст городу и его жителям? Система способна прогнозировать развитие дорожной ситуации на 10-20 минут вперед. При увеличении трафика система продлевает время действия разрешающего сигнала светофора, при уменьшении – сокращает. Также она дает возможность отслеживать в режиме реального времени дорожно-транспортную обстановку на перекрестках, что позволит оперативно и в удаленном режиме корректировать работу светофоров. А в конечном итоге повысит пропускную способность улиц и безопасность дорожного движения.

Второе, и считаю, самое главное, нам удалось благоустроить городскую Водную станцию, реконструкция которой проводилась впервые с 50-х гг. прошлого века. Работы начались в 2022-м году, а в этом году мы открыли купальный сезон. Было потрачено более 200 млн рублей бюджетных средств, но были и внебюджетные расходы, за что спасибо всем, кто нам оказал помощь. Цифра немаленькая, поверьте мне. Благодаря этим двум составляющим нам удалось благоустроить территорию Водной. Весной здесь было посажено 50 деревьев, а на данный момент их уже более 500. Думаю, наши горожане оценят это по достоинству.

Что еще? Также продолжаем благоустройство других знаковых общественных территорий. Привели в порядок территорию от Чугунного моста до Соляного переулка, отремонтировали и впервые открыли для пешеходов технический мостик в районе площади Штыба, смонтировали новое освещение, детскую игровую площадку установили. Получилось очень достойно.

Не могу не сказать о дорогах. В рамках проекта "Безопасные качественные дороги" отремонтировали 26 участков. Завершаем работы на улицах Декабристов и Ногирской. По муниципальной программе привели в порядок еще 27 участков. Сейчас приобретаем установку "Литой асфальт" стоимостью 20 млн рублей, которая позволит в любую погоду заделывать выбоины на дорогах. Горожане видят результаты, мы получаем много благодарственных писем. Что касается критики, то воспринимаем ее как должное. Заслуженная критика – явление нормальное.

Что не удалось решить, так это проблему с мостами. В городе 11 мостовых переходов. В планах строительство моста между улицами Гадиева и Павленко. ПСД – 30 млн рублей, сметная стоимость – более 600 млн рублей. Таких денег при нынешних обстоятельствах нет, но идею не оставляем. Этот мост нам необходим еще и по той причине, что он даст возможность привести все наши мосты в нормативное состояние.

– Если говорим о мостах, то некоторое время назад была информация о строительстве моста, соединяющего улицу Гугкаева и парк Металлургов. Поясните ситуацию и по трамвайному мосту с улицы Пашковского.

– По этому мосту есть проектное решение, но нет денежных средств. Что касается трамвайного моста, то в 2022-м году сметная стоимость его реконструкции составляла 75 млн рублей. Были и ПСД, и заключение госэкспертизы, но средств не нашлось. Сегодня стоимость возросла до 150 млн рублей.

– Перейдем, на мой взгляд, к самой большой проблеме города – состоянию общественного транспорта. Говорим и пишем много, но результата нет.

– Да, это одна из самых больных тем. Но мы работаем, не останавливаемся, и есть определенные сдвиги. Приобретено 60 автобусов, но катастрофически не хватает водителей. Мы подняли тариф за проезд до 25 рублей, но этого недостаточно, нет прибыли. Удается только сводить концы с концами. Заработную плату подняли с 35 тысяч до 50 тысяч рублей, но люди не идут. Из 60 автобусов на линии 15. Поэтому приходится часть лизинговых автобусов, 21 единицу, передать одному из перевозчиков, который имеет техническую базу, зоны ремонта и т.д. В свою очередь, предприятие АО "Владгортранс" получает в пользование 40 комфортабельных автобусов малого класса. Это решение позволит вывести транспорт на маршруты уже в начале следующего года. Ржаветь в гараже техника не должна.

Что касается маршрутчиков. Я не хочу загубить малый бизнес, но качества обслуживания нет. На данный момент во Владикавказе 43 маршрута, общее количество заявленных машин порядка 1500. Если бы они качественно обслуживали горожан, то проблем с транспортом не было бы. Но по факту на улицы выходит 20%. Через суд уже удалось лишить перевозчиков 16 лицензий. На данный момент частные перевозчики работают по временным разрешениям. По 17 маршрутам идут конкурсные процедуры. По 5 маршрутам практически на стадии завершения – постоянный перевозчик будет определен уже в ближайшее время. Как только появятся постоянные перевозчики, у нас появится больше возможностей контролировать и требовать качество услуг. В советские времена автобусы выходили на линию в 5 утра и работали до часу ночи. Трамваи тоже. А сейчас, когда хочу, тогда и выезжаю. Изобретать ничего не надо, надо вернуться к хорошему примеру из прошлого.

Чтобы закрыть полностью потребности города, нам необходимо иметь 220 единиц автобусов среднего класса. А у нас их 60.

– Люди устали от будущего времени: закупим, запустим. А что с трамваями? По-прежнему на линии 14 составов? Впрочем, хочу и поблагодарить вас, что маршруты 5 и 9 и в зимнее время идут до Водной станции. Это очень выручает.

– Да, пока 14 из 28. Сохраняется кадровый дефицит. Пытаемся обновить водительский состав и продолжаем обучение водителей трамваев. Пятеро наших выпускников уже работают. На подходе еще 10 вагоновожатых, они сейчас проходят обучение. В трамвайном хозяйстве масса и других проблем, мы их стараемся поэтапно решать. Уже доступно отслеживание передвижений всех маршрутов городских трамваев. Проводим замену силового кабеля, заменили 1 км контактного провода, ремонтируем трамвайные пути, да, не в таких объемах, как хотелось бы, но не сидим без дела. С нового года вынуждены поднять тариф и на проезд в трамвае. Сейчас предприятие полностью убыточное, дотируемое администрацией.

– Далее. Инфраструктура для жизни. Общественные пространства, детские и спортивные площадки, среди низ немало бесхозных. Как обстоят дела с обустройством безбарьерной городской среды? Особое внимание проспекту Мира. На отдельных участках плитка уже "гуляет".

– Начну с безбарьерной среды. На 285 участках улично-дорожной сети она уже была обустроена. В этом году добавили еще 60 участков. А отдельным контрактом удалось сделать 110 пандусов-съездов на 20 улицах Владикавказа. По 12 адресам обустроили пандусы и подъемные платформы в МКД. Обустраиваем съезды и при благоустройстве общественных территорий. Пример – участки набережной в районе аллеи Вахтангова и ул. Пашковского.

По детским и спортивным площадкам. В структуре АМС есть специальное управление – УМИЗЕР, которое занимается всем имущественным комплексом. Да, вы правильно говорите: когда-то кем-то были установлены детские площадки, но за ними никто не следил, не ремонтировал, и они пришли в негодность. Второй год проводим их инвентаризацию, но чтобы потратить на них бюджетные средства, их необходимо поставить на баланс. Процедура такая: площадку выявляем, ставим на баланс района и ждем год, чтобы объявился собственник. Если он не найдется, то мы имеем право привести в нормативное состояние эти площадки. Если не подлежат ремонту, сносим. До конца года будет установлено 14 площадок, за муниципальными следит предприятие "Спецэкосервис".

Общественные зоны. В этом году по проекту "Формирование комфортной городской среды" было благоустроено 16 общественных зон во всех районах Владикавказа. По муниципальной программе еще две. Завершен и монтаж оборудования скейт-парка на Новой набережной.

Плитку на проспекте Мира от улицы Кирова до улицы Джанаева отремонтируем в будущем году. Участок этот ремонтировался более 10 лет назад (2009–2012 гг.), со временем появились провалы, часть плиток расшаталась, часть потрескалась. Ремонт самого поврежденного отрезка уже провели в этом году. Проблема здесь в другом – освещение. На этом участке нет опор. Одна опора стоит более 1 млн рублей, и цена растет. Нам надо приобрести порядка 8 опор. Пока не готовы.

– Про Водную станцию, точнее ее реконструкцию, вы уже упомянули. А планы не прилегающую территорию уже не актуальны?

– Мы видели перспективу развития данной территории в следующем: современная общественная зона отдыха, аквапарк и амфитеатр, аппарт-отели. Инвестор за свои средства все это должен был построить. Но сейчас у него пропало всякое желание этим заниматься. Тема практически ушла. А жаль. Чтобы привести в нормальное состояние Зеленый театр, нужен 1 млрд рублей. Где их взять, скажите? А в городе нет концертного зала

– Да, понимаю. Кстати, на пути к Водной станции предприниматель несколько лет назад тоже хотел построить концертный зал. Теперь вот за забором нас встречает бетонный остов. Но идем дальше. Вячеслав Эльбрусович, куда развиваться, расти городу? Проблемы новых районов

– Перспективное направление развития Владикавказа – это северо-запад. Есть проектное решение по 120 га в сторону Гизели. Ранее эта земля относилась к Пригородному району. Также в перспективе развитие города-спутника со стороны Ногира. Если говорить о частном секторе, то надо уходить от старых ветхих домов, которые собственники не могут отремонтировать. Они бы и переехали в новые квартиры, если была бы возможность. Вопрос этот обсуждаемый, к каждому проекту надо подходить индивидуально. Но это не касается исторического центра Владикавказа.

Проблемы микрорайонов, прежде всего, мощности по ЖКХ, общественные зоны, социальная инфраструктура. Безусловно, важен комплексный подход к развитию территорий. Возьмем "Новый город". Сегодня у его жителей немало вопросов по поводу его инфраструктуры. Там не было тротуаров, освещения. Сейчас освещение сделали, высадили деревья. Со временем микрорайон станет комфортным. Завершается строительство школы на 550 мест. В планах – возведение еще одной школы, строительство трех детских садов на 280 мест и двух больших спортивных объектов. Один из них – спортивный комплекс с бассейном, другой – с крытым футбольным полем. На 9 га в центре микрорайона в будущем расположится большая зеленая зона с центральной аллеей. Проект готов, причем он сделан с участием студентов СКГМИ, и ждет претворения в жизнь при условии финансирования.

– Еще одна очень важная и чувствительная проблема – бездомные собаки.

– Во Владикавказе функционирует ВМКУ "Владпитомник" на 320-350 собак. Эксплуатируется 218 вольеров. Учреждение работает строго в рамках ОСВ – отлов, стерилизация, выпуск на место отлова. К примеру, за период с 9 января по 30 ноября 2024 года отловлена 1131 собака, вакцинировано – 1086, стерилизовано – 766, передано новым хозяевам 118. В соответствии с законодательством выпущены в естественную среду обитания 742 особи. Несмотря на внушительное количество простерилизованных животных, их количество на улицах города не уменьшается. Сегодня из 10 заявок на отлов 7-8 приходится на биркованных собак. Но второго привода быть не может. Недавно в ходе "Прямой линии" глава республики Сергей Меняйло озвучил проблему, связанную с бродячими животными, и отметил, что содержание одной собаки в питомнике обходится дороже, чем горячее питание в школе. А наличие самого питомника не решает проблему агрессивных животных на улицах города. Ряд регионов уже принял решение о возможности усыпления собак. На мой взгляд, надо провести общественные слушания по данному вопросу.

– Теперь о мусоре. Как с ним бороться? И тут дело еще в том, что наши горожане могут и пакетом с отходами с 9 этажа пульнуть, и на тротуар выставить…

– Сколько я пытался говорить с людьми на эту тему. Надо себя не уважать, чтобы кидать мусор из окон многоэтажек. Как правило, они и не оплачивают. Мы проинформировали население об организации 10 площадок для негабаритного груза, установили огромные 5-тонные бункеры. Сейчас мы приобретаем так называемые заглубленные контейнерные площадки. Одна уже стоит у магазина "Рубин". Симпатичный контейнер, утопленный в землю, а внизу мешок. И что? Уже около него и унитазы, и другой негабарит. Поставили камеры, кого-то поймали. "А куда везти, вот есть помойка, туда и кидаю. Ваше дело вывозить", – таков был ответ.

– Чего только не услышишь. Но сами-то службы исправно работают?

– И вот тут наблюдается коллизия двух юридических лиц. По закону регоператор "Эра" вывозит мусор, который находится в контейнерах. А вся прилегающая территория – юрисдикция АМС города. Негабаритный груз должна вывозить "Эра", а как его определить? На глаз? А человеку на мусоровозе это надо? На мой взгляд, этот функционал должен быть в одних руках, чтобы можно было спрашивать с одного человека. Все, что на площадке, вне контейнера называется несанкционированной свалкой. А за нее отвечает городская администрация. На одной площадке – два юрлица.

– Как быть частному сектору, где нет контейнеров, и машина приходит по свистку? Куда девать отходы? Человек может работать, когда ему ждать свистка?

– В советское время было расписание, люди его знали. Если нет возможности ждать машину, или собирайте в своем дворе до выходных дней, или вывозите на собственном автомобиле. Но не на улицах же пакеты подвешивать? Санитарное состояние города – тяжелый, рутинный труд. И спасибо всем сотрудникам, которые над этим работают.

Вопросов к мэру было много. Кому-то может показаться, что некоторые из них слишком уж прозаичные, но из них и складывается городская жизнь и качество жизни граждан, о котором так любят упоминать чиновники. Вернее, складывается или не складывается. Мы говорили об уличной торговле, заброшенных зданиях, незаконных постройках, гаражах и навесах ("Все возведенные сегодня гаражи, пристройки к домам незаконны" – В.М.), новом муниципальном домоуправлении, где количество "подшефных", проблемных домов уже перевалило за 430. Вячеслав Мильдзихов со всей ответственностью заявил, что домоуправление всерьез и надолго, и оно будет работать. Несколько раз возвращались к Водной станции – уж очень резонансная тема, а купальный сезон не за горами, и "телегу надо готовить зимой". Нижнее озеро тоже обещают благоустроить. "К сожалению, обещания подрядчика по поводу запуска лодок и катамаранов пока так и остались обещаниями. Сейчас будем изыскивать муниципальные средства, приведем пруд в порядок", – сказал мэр.

– В заключение прозвучит вопрос, который по смыслу должен был быть первым. Как город помогает бойцам на СВО?

– Помогаем с первого дня, но стараемся об этом не говорить. Это наша обязанность – помогать ребятам. Наш коллектив живет этим. У каждого парня должен быть надежный тыл. Мы постоянно на связи, и все возникающие вопросы оперативно решаем.

– Новый год уже на пороге. Уходит в историю 2024 год – Год семьи. У вас 4 детей и 9 внуков. Что для вас семья? Заодно подскажите, как улучшить демографию? Как сделать так, чтобы молодежь не уезжала из республики и стремилась создавать семьи?

– Для меня семья – это все. Старшая в семье мама, ей 87 лет. Три дочки и сын, 9 внуков, надеюсь, еще будут. Самый действенный способ – жилье для молодых семей, бесплатное, не по ипотеке. Это должна быть государственная программа. Крыша над головой – это все. Я сам через это проходил. И, конечно, работа и достойная зарплата. Хочу построить муниципальный МКД для молодых семей. Не знаю, удастся ли, но такой план есть. Часто встречаюсь с молодежью, даже как-то проводили опрос, кто хочет выехать в другие регионы. Из 100 опрошенных – 25, четвертая часть. Думаю, надо вернуть распределение после вуза. И это должны быть достойные рабочие места в республике, где можно реализовывать свой потенциал. Где-то читал, что профессия года – курьер. Не надо образования, квалификации. Это ведет к деградации. Человек должен гордиться образованием, стремиться повышать свой профессионализм, расти.

– Как будете встречать Новый год? Ваши пожелания горожанам.

– Как всегда – дома. Соберется моя большая дружная семья за круглым осетинским столом. Всем желаю мира, здоровья, добра, которого нам не хватает. Хочу, чтобы мой родной город, на благо которого я работаю, был самым лучшим.

– Спасибо. С Новым годом!

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика