Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Грамотная отчетность

МЕРЫ Закон упрочивает финансовый контроль

С принятием федерального закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации в 2013 году была очередной раз реформирована система государственного и муниципального финансового контроля, необходимая для повышения качества управления общественными финансами. Данные изменения также были направлены на совершенствование системы административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

О том, как применяются нормы административного законодательства при ведении финансового контроля, мы беседуем с начальником отдела государственной гражданской службы, правового обеспечения, делопроизводства и противодействия коррупции Контрольно-счетной палаты РСО–А Владиславом ГАГИЕВЫМ.

– В настоящее время за совершение таких правонарушений предусмотрено несколько видов юридической ответственности: бюджетно-правовая, уголовная и административная, – отметил Владислав Андреевич. – Несомненно, необходим именно такой подход, поскольку нарушение бюджетного законодательства относится к числу правонарушений, причиняющих существенный материальный ущерб государству, муниципальным образованиям.

В связи с этим за органами внешнего финансового контроля закреплено право привлекать к ответственности должностных лиц за нарушения в сфере бюджетных отношений в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Так, кодексом предусмотрено право должностных лиц контрольно-счетных органов как субъектов, так и муниципальных образований, осуществляющих муниципальный финансовый контроль, при обнаружении нарушений в использовании бюджетных средств составлять протоколы об административных правонарушениях.

С 2015 года в соответствии с законодательством административные дела передаются в судебные органы для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Следует отметить, что в некоторых случаях за совершение нарушений предусмотрены значительные санкции. Так, штраф за использование средств по нецелевому назначению для должностных лиц составляет от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

– Как реализуется это санкционное право?

– Начиная с 2016 года, должностными лицами палаты широко используется практика административного производства, за это время было составлено порядка 80 протоколов, которые были рассмотрены судами с вынесением административных штрафов, которые впоследствии были зачислены в доход республиканского бюджета.

К сожалению, практика административного производства в десяти муниципальных образованиях республики, где образованы контрольно-счетные органы, невелика, а в некоторых ее и вовсе нет. В то же время нужно понимать, что мера принуждения в виде административной ответственности является действенным инструментом в борьбе против нарушений бюджетного законодательства.

Вместе с тем на практике все больше вопросов возникает при классификации финансовых нарушений, а также по грамотному оформлению и ведению административного дела. Мы готовы на местах помогать и в этом процессе.

Так, при проведении совместных контрольных мероприятий по использованию межбюджетных трансфертов муниципальными образованиями, при подготовке программ совместных мероприятий, контрольно-счетные органы МО уже должны быть готовы к составлению протоколов, сотрудники палаты будут находится рядом и в любой момент помогут в этой работе.

Также хочу отметить, что реализация полномочий по составлению протоколов об административной ответственности повлечет увеличение доходной части бюджетов всех уровней.

– Какие возможности предоставляет контрольно-счетным организациям в проведении финансового контроля недавно вступивший в силу Федеральный закон

№ 113-ФЗ по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ?

– Теперь за грубое нарушение требований к бухучету и отчетности по статье 15.11 кодекса наказывают должностных лиц всех компаний, кроме организаций бюджетной сферы. Следует отметить, что права составления протокола по этому составу у должностных лиц контрольно-счетных органов нет, названным федеральным законом этот состав был исключен.

За ошибки в бухучете и бухотчетности организаций бюджетной сферы применяются "бюджетные" составы (статья 15.15.6). Ранее в специальной норме упоминалась бюджетная отчетность. Норм об ответственности учреждений за ошибки в бухучете и бухотчетности не было, поэтому применяли общий порядок.

По специальной норме штрафуют должностных лиц за непредставление или нарушение срока подачи не только бюджетной, но и бухгалтерской отчетности. Штраф прежний: от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Статью 15.15.6 кодекса разделили на части. Первая часть касается только правонарушений, связанных с самим фактом представления отчетности. Текст ранее действовавшей редакции дополнен нормами об ответственности за нарушение порядка представления не только бюджетной, повторюсь, но и бухгалтерской отчетности. Другие части статьи касаются представления недостоверной отчетности.

Искажение показателей отчетности теперь разделяют на незначительное, значительное и грубое. От степени искажения зависит мера ответственности, в том числе, при повторном нарушении.

Ранее должностное лицо можно было привлечь к ответственности только за сдачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для составления и рассмотрения проектов бюджетов и их исполнения. Штраф составлял от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Вместо этого состава введено несколько новых. Мера ответственности различается в зависимости от степени искажения денежных показателей, которое привело к отражению неправильной информации об активах, обязательствах или финрезультате. При незначительном искажении могут ограничиться предупреждением. А вот за грубое искажение грозит штраф на сумму до 30 тыс. руб. За повторное нарушение наказание жестче. Те же составы применяются и при недостоверности консолидированной отчетности.

Критерии определения степени искажения показателей перечислены в примечании к статье. Для незначительного и значительного искажения учитываются только числовые значения, а для грубого нарушения требований к учету предусмотрены дополнительные критерии.

Кроме того, предусмотрены случаи, когда должностные лица освобождаются от ответственности за нарушение порядка составления и представления бюджетной отчетности и бухотчетности.

Во-первых, это возможно, если поданы уточненная налоговая декларация или расчет и уплачены недоимка, которая возникла из-за искажения данных в учете, и пени.

Во-вторых, ответственность не наступит, если представить уточненную отчетность:

1) до принятия отчетности финорганом, органом с функциями и полномочиями учредителя или иным лицом, которое ответственно за формирование консолидированной отчетности;

2) после принятия отчетности, но до момента, когда орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, обнаружил ошибки;

3) после проведения уполномоченным органом проверки отчетности, которая не выявила исправляемые ошибки.

Исходя из этого, следует вывод о том, что принятый федеральный закон будет способствовать повышению результативности в деятельности контрольно-счетных органов.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика