СОБЫТИЕ Экспозиция, посвященная строительству Транскама: чем интересна и где ее можно увидеть
Экспозиция, посвященная строительству Транскама, расположилась в Доме ученого СКГМИ. Материалы и ценные экспонаты для музея в течение полувека собирал видный ученый, академик, чье имя неразрывно связано с историей строительства Транскама, Леван КОРТИЕВ. Здесь отражены этапы строительства, первые проекты, строительные участки на Севере и Юге, рабочие моменты, сами строители и дорожники, тоннельные отряды 15 и 13 с северной и южной сторон, рабочие инструменты, фотографии энтузиастов (артисты, писатели), которые поддерживали строительство. Среди тех, кто писал об этой стройке, – и наши коллеги, корреспонденты газеты "Социалистическая Осетия" ("Северная Осетия") Тамара ДЗАТЦЕЕВА, Нелли БЕТЧЕР и Людмила АНДРЕЕВА.
Когда началась реализация этого стратегического проекта, Леван Исмаилович не только подготовил основу на южном участке, но и одновременно решал важнейшие организационные вопросы, внеся неоценимый вклад в строительство дороги, соединившей Осетию. Он не только стал одним из инициаторов этого строительства, – после его завершения, приступив к научно-педагогической деятельности в СКГМИ, стал летописцем Транскама. Выпустил две монографии о том, как налаживалось транспортное сообщение между двумя Осетиями, прорабатывал перспективы железнодорожного сообщения между двумя республиками. Более полувека строитель и ученый собирал материалы для будущего музея.
К сожалению, его мечта о музее Транскама так и не осуществилась. Об этом и сожалеет его друг – участник строительства Транскама, затем Зарамагской ГЭС Амиран Хубежов. Вспоминая годы работы на строительстве Транскама, Амиран рассказал, что в его задачи как маркшейдера входили правильные расчеты будущего тоннеля и их нанесение на бумагу, чтобы произошла сбойка с теми, кто шел с южной стороны. Он заметил, что за ошибку в расчетах его могли строго наказать.
"В первый раз в истории Кавказа наши осетины пробили тоннель, и мы сами хотели, чтобы пробили эту дорогу, напрямую соединив Север и Юг Осетии. Я мог и ночами не спать", – вспоминает ветеран стройки. Осматривая экспозицию, Амиран Соломонович с грустью смотрит на лица людей, которых он лично знал, называя их выдающимися представителями отрасли.
Собранный материал пользуется интересом у студентов СКГМИ. Хранитель экспозиции, сын Левана Кортиева Алан Кортиев, доцент кафедры начертательной геометрии и геодезии СКГМИ, считает, что эта экспозиция нужна и самому вузу, и республике. Она отражает историю строительства дорог с конца ХIХ века вплоть до официального открытия Транскама в 1986 году. Здесь можно увидеть фотографии дорог Южной Осетии 1925 года, времен того строительства, которое закладывал Рутен Гаглоев. Приводя сюда студентов, будущих дорожников и транспортников, Алан Кортиев знакомит их с будущей профессией, рассказывает об истории строительства, о стратегическом значении Транскама, особенно в свете событий 2008 года. Поскольку все материалы не помещаются в двух аудиториях, он, договорившись с Президентом РЮО Аланом Гаглоевым, какую-то часть планирует передать в Южную Осетию, в Дом-музей Рутена Гаглоева в Ванеле.
В мечтах Алана Кортиева – преобразовать эту экспозицию в музей. Но по мнению директора Национального музея РСО–А Аслана Цуциева, к которому мы обратились в ходе подготовки материала, делать этого не стоит. Он считает, что у государственного музея другой уровень ответственности, но для таких малых экспозиций есть много других возможностей для развития и обновления, которые дают право на участие в грантовых конкурсах. Также музей готов оказать им методическую помощь и помочь, чтобы имена строителей Транскама не остались в забвении.
Фото Дианы ДЖИОЕВОЙ
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30