АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ Что показали проверки
Завершившийся 2024 год дает возможность оценить ситуацию с состоянием республиканского бюджета, с соблюдением норм расходования его средств в республике. Об этом наша беседа с заместителем председателя Контрольно-счетной палаты РСО–А Казбеком БЕКОЕВЫМ.

– За год Палатой проведено 19 контрольных мероприятий и проверено 129 объектов, – отметил Казбек Викторович. – Для устранения выявленных нарушений и недостатков в адрес проверенных министерств и ведомств внесено 75 представлений.
Наибольший суммарный объем нарушений из 1 миллиарда 125 миллионов рублей – это нарушения при предоставлении и использовании бюджетных средств: 599 миллионов рублей, удельный вес которых составляет 53 процента.
– О чем свидетельствует предварительный анализ исполнения бюджета за минувший год?
– Во-первых, прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики по отношению к 2023 году составил 17,2 процента.
Удельный вес дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в собственных доходах бюджета республики относительно 2023 года остался практически на том же уровне и составил 23,7 процента (в 2023 году – 23,3 процента).
Фактически объем государственного долга Республики Северная Осетия – Алания в 2024 году снизился на 27 миллионов и на 1 января 2025 года составил 10 миллиардов 984 миллиона рублей. А его соотношение к общему годовому объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений составило 53,8 процента.
На реализацию мероприятий, осуществленных в рамках национальных проектов, в 2024 году было направлено 9 миллиардов 81 миллион рублей, что составляет 99,8 % от годовых бюджетных ассигнований.
С 2020-го по 2023 год количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых выросло с 16 366 до 56 971, то есть на 248%, сумма их совокупного дохода выросла с 12 968,2 млн рублей до 51 787,5 млн рублей, то есть на 299%. Что привело к росту поступлений в бюджет отчисляемых ими налогов с 5 838 млн рублей до 11 437 млн рублей.
Оборот субъектов МСП с конца 2019 года имел тенденцию к росту с 61,5 миллиарда рублей до 102,2 миллиарда рублей в 2023 году, а его доля в общем объеме оборота организаций в анализируемые годы не опускалась ниже 44%, доля МСП в валовом региональном продукте субъекта за последние три года также увеличивалась и в 2022 году составила 28,1%.
– А насколько рационально и эффективно используются средства в социальной сфере?
– Остаются нерешенным вопросы расчета министерствами нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг подведомственных учреждений, а также уменьшения объема субсидий без соответствующего изменения государственных заданий подведомственных учреждений.
В проверенных учреждениях социальной сферы выявлены недостача/излишки товарно-материальных ценностей. Так, проведенной инвентаризацией выявлена недостача технических средств реабилитации в шести комплексных центрах социального обслуживания населения на общую сумму 7 миллионов 622 тысячи рублей. По данному факту Следственным управлением МВД России по г. Владикавказу возбуждено уголовное дело и проводится расследование.
Вот несколько примеров однотипных нарушений, установленных Палатой в прошлом году при проведении аудита закупок.
Выявлено отклонение как закупочных цен между больничными учреждениями, так и превышение над розничными ценами. Установлены факты превышения предельно допустимого объема закупок по договору. Материалы направлены в прокуратуру для правовой оценки.
По фактам выявленных нарушений в сфере закупок для принятия мер административного реагирования 9 материалов передано в Управление Федеральной антимонопольной службы по РСО–А.
– Как выполняется поручение главы республики Сергея Меняйло по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью по неналоговым доходам местных бюджетов?
– В ходе проверки установлено искажение бухгалтерской отчетности на 1 января 2024 года, выразившееся в неотражении в годовой бюджетной отчетности просроченной дебиторской задолженности в двух районах республики на сумму 24,7 миллиона рублей, а в одном из городских поселений сама дебиторская задолженность за весь период действия договоров аренды земельных участков на сумму 88,6 миллиона рублей вообще не отражалась в бюджетном учете.
Не применяется такая мера, как начисление арендаторам пени за нарушение сроков арендной платы. Таким образом, бюджеты районов теряют источник доходов, предусмотренный законодательством.
Некоторые грантополучатели, получившие господдержку пять лет назад, на момент посещения хозяйств просубсидированную сельскохозяйственную деятельность не осуществляли. Это свидетельствует о краткосрочном эффекте господдержки.
В ходе проверок использования сельскохозяйственных угодий в двух районах установлены факты нецелевого использования арендаторами земельных участков сельскохозяйственного назначения по 36 договорам аренды общей площадью 646,7 гектара, выразившиеся в использовании их под пашню при разрешенном виде использования по договорам – пастбище, сенокосы, многолетние насаждения (сады).
По установленным фактам нецелевого использования земельных участков АМС Дигорского муниципального образования взысканы с арендаторов суммы неосновательного обогащения в размере 1 млн 7 тыс. рублей.
Палатой зафиксированы факты снижения арендаторами через суд кадастровой стоимости предоставляемых в аренду сельскохозяйственных угодий, в результате чего недопоступают доходы в бюджет.
Кроме того, актуальной остается проблема урегулирования процесса постановки на налоговый учет лиц, обладающих правами на земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью свыше 1 гектара, в результате чего в бюджеты соответствующих уровней не поступают отчисления, например, по единому сельскохозяйственному налогу.
Учитывая общую площадь арендуемых земельных участков гражданами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей в налоговом органе, примерная сумма не поступившего в бюджет единого сельскохозяйственного налога за 2022-й и 2023-й годы в Ардонском и Дигорском районах составила 8 миллионов 690 тыс. рублей.
Проанализировав реализацию масштабных инвестиционных проектов, три из девяти юрлиц одного из районов республики, получившие земельные участки в аренду без проведения торгов, не выполнили обязательства по отчислениям налогов. При плане 1 млн 208 тысяч рублей за 2023 год фактическое поступление – 366 тысяч рублей, или 30 процентов. Что должно обеспокоить администрации местного самоуправления районов и контрольно-счетные органы муниципальных образований.
– Как в итоге возмещается ущерб, нанесенный из-за различных нарушений?
– По результатам проверок Палата в представлениях, направленных руководителям объектов контроля, предъявила к возмещению, восстановлению 264 миллиона рублей. Устранено нарушений с учетом проверок предыдущего отчетного периода на сумму 230 миллионов рублей.
Направлено одно уведомление о применении бюджетных мер принуждения.
По всем установленным во время контрольных мероприятий фактам нарушений, имеющим признаки уголовно наказуемых деяний, в том числе коррупционной направленности, и свидетельствующих о необходимости вмешательства правоохранительных органов, Палата направляла материалы в их адрес.
Так, для правовой оценки и принятия мер реагирования в правоохранительные органы направлено 11 таких материалов.
В ходе проведения контрольных мероприятий в отношении должностных лиц по основаниям, предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях, инспекторы Палаты составили 12 протоколов.
По результатам рассмотрения представлений применены меры дисциплинарного воздействия к 10 должностным лицам проверенных организаций, допустившим нарушения законодательства.
Работа в этом направлении продолжается.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30