КУЛЬТУРА Первые премьерные спектакли "Бесприданницы" состоялись осенью 1878 года

С этой всем известной фразой Юлий Капитоныч Карандышев, несостоявшийся жених юной девицы Ларисы Огудаловой, стреляет в свою невесту и тем самым ставит финальную точку в ее страданиях и сомнениях. Она хотела жить и любить, но миром правят деньги, которых у нее нет...
В минувшие выходные в Академическом русском театре им. Е. Вахтангова прошла премьера спектакля "Бесприданница" по пьесе русского драматурга А. Н. Островского. Режиссер и художник – Елена Невежина (Москва), ученица Петра Фоменко, известная владикавказскому зрителю по постановке "С. Суббота. В. Воскресенье. П. Понедельник" по произведению Эдуардо де Филиппо.
Нет необходимости останавливаться на сюжете – пьеса всем хорошо знакома. Ее много раз ставили на сцене различных театров, снят знаменитый художественный фильм с Ларисой Гузеевой и Никитой Михалковым в главных ролях.
Все действие разворачивается вокруг большой, во всю сцену, лестницы, которая как бы символизирует пристань – события-то происходят на Волге-матушке. Тут же неподалеку – трактир, дом Хариты Игнатьевны Огудаловой (заслуженная артистка России Наталья Серегина). Сразу стоит отметить, что все роли играются без дублеров, и это говорит о том, что режиссер делал ставку только на одного актера, без вариантов. Еще одна особенность – в спектакле заняты семейные пары: роль Мокия Парменыча Кнурова исполняет директор и художественный руководитель театра, народный артист России Владимир Уваров, Огудалову-старшую – Наталья Серегина. Роковой дуэт Лариса – Паратов: заслуженная артистка РСО–А Эльмира Бестаева и народный артист РСО–А Роберт Кисиев.
Лариса, в отличие от своей маменьки, как будто уже предчувствует скорую гибель. Черное платье, горящие глаза, волнение, беспокойство на лице – такой ее представляет Эльмира Бестаева. Есть нерастраченная любовь, страсть, но нет человека, который мог бы все это взять и оценить по достоинству. Жених Юлий Карандышев (народный артист Северной Осетии Алан Цаллаев)? Нет, он слишком мелок и ничтожен, к тому же беден. Все это бегство замуж – только от безысходности. Алан Цаллаев мастерски передает желание своего героя соответствовать "большим" людям, которое перевешивает все его отношение к девушке. Он, ослепленный "вниманием" богатых, отталкивает ее, не замечая душевное отчаяние и тем самым губя. Чем он лучше Паратова и иже с ним?
Паратов, конечно же – Роберт Кисиев. Уверенный в своей неотразимости у слабого пола, он играет и Ларисой, и "тетенькой" – Харитой Игнатьевной. А те уши и развесили. Вполне возможно, ему жаль Ларису, вероятно, девушка ему и нравится, но деньги, очень нужны деньги. Хорошо понимая, что Паратов никогда не женится на бесприданнице, а Карандышева и не беря в расчет вовсе, Кнуров с его огромными капиталами и успешный купец Василий Вожеватов (Станислав Кибилов) разыгрывают Ларису в "орлянку". Кнуров, женатый, "в возрасте", по сути, покупает молодость и свежесть. А Лариса уже готова – если продаваться, то дорого. Владимир Уваров показывает своего героя настоящим хозяином жизни. Неважно, сколько тебе лет, неважно, о чем будут судачить, какое дело, что станет с Ларисой потом – всему есть цена. С благотворителем не прочь и пококетничать Харита Игнатьевна, тут и глазки, и томный голос, но зачем она ему? Сцена Хариты и Кнурова – одна из лучших в спектакле. Выразительная, яркая, блестящая игра всеми любимых актеров.
В пьесе тесно переплетаются драматические и комические моменты. Карандышев, Харита Игнатьевна, Робинзон (заслуженный артист РСО–А Никита Верзилин), "мальчики" в трактире (Давид Бязров, Александр Зафириди) подчас вызывают улыбку, смех, но атмосфера безысходности на протяжении всего спектакля висит над всем происходящим. В мире, где правят деньги, жизнь молодой женщины – ничто, она не стоит больше той монеты, которую подкидывают Кнуров и Вожеватов. Впрочем, темы предательства, социального неравенства, холодного расчета никуда не исчезли. Они актуальны и сегодня.
"Где, как не в Академическом русском театре, должна идти русская классика? И 153 года назад театр открывался русской классикой – драмой Михаила Лермонтова "Маскарад", и каждый год обязательно в репертуаре есть спектакли по классическим произведениям. Классика всегда современна, всегда вечна: вчера, сегодня, завтра и послезавтра. И самое лучшее прочтение классики – то, каким его задумал автор, потому что в этом и есть ее актуальность и современность", – отметил Владимир Уваров.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30