Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
БОТИНКИ! ЛЫЖИ! ПАЛКИ! СКОРОСТЬ! ВСЕ ЕСТЬ! ЛИШЬ ПОДНИМАЙСЯ! ПОКОРЯЙ!

Горные лыжи в Северной Осетии любили всегда

Развитие горнолыжного спорта в Северной Осетии представляет собой не только одну из ярких страниц в спортивной истории региона, но и важнейший элемент культурного наследия, сформированного усилиями энтузиастов, инженеров и спортсменов, чьи самоотверженность и увлеченность горными лыжами поспособствовали созданию уникальной инфраструктуры в самых труднодоступных горных районах. Вопреки сложным природно-климатическим условиям, а также экономическим факторам энтузиасты своего дела, руководствуясь стремлением к популяризации активного отдыха, создавали горнолыжные трассы, оборудованные бугельными подъемниками, тем самым формируя условия для полноценного развития лыжного спорта. Однако, несмотря на значительный потенциал, многие из этих трасс со временем были забыты либо утратили свою функциональность вследствие ряда обстоятельств и субъективных причин.

Корифеи-горнолыжники возле привода бугельного подъемника на склонах Крестового перевала. 1985 г.

На прошлой неделе отгремело торжественное открытие нового горнолыжного курорта "Мамисон". Однако мало уже кто помнит, что помимо "Мамисона" и широко известного всем жителям республики курорта "Цей" в Осетии некогда существовали и иные лыжные трассы и склоны.

Одна из таковых располагалась в Закинском ущелье, где в начале 80-х годов прошлого века в с. Заки трудились горнопроходчики, осуществлявшие проходку Рокского тоннеля. Поселок состоял из нескольких щитовых деревянных домиков с минимальным набором удобств. Пару из них занимали сотрудники СКФ ВНИКИЦМА (позже – "Югцветметавтоматика"), осуществлявшие прокладку коммуникаций по тоннелю вслед за проходчиками, и именно им принадлежит идея организовать на склонах северной экспозиции Главного Кавказского хребта горнолыжную трассу. При поддержке руководства филиала, среди которого тоже были любители горных лыж, установили бугельный подъемник уникальной конструкции, особенностью которой было наличие нескольких промежуточных опор для поддержки троса. Одним из главных инициаторов и участников строительства подъемника являлся Владимир Сурудин, занимавшийся лыжами со студенческих лет (СКГМИ) и в 1962 году ставший чемпионом республики в этом виде спорта. Кстати, тот чемпионат проходил в районе с. Чми, в боковом ущелье, который тогда неофициально называли "Осетинским Скво-Вэлли" по аналогии с прошедшей в США за два года до этого зимней Олимпиадой.

Длина бугеля составляла около километра; чуть большей протяженностью была сама горнолыжная трасса. Расположенная в самом сердце гор Осетии, с большим количеством осадков, она позволяла открывать горнолыжный сезон уже в начале ноября и завершать его в конце мая, когда жаркое, уже почти летнее, солнце добиралось и до этих мест.

Катание в Заки продолжалось на протяжении нескольких лет, пока функционировал поселок горнопроходчиков, и ведущую к нему дорогу поддерживали в "проезжаемом" состоянии. Наступил 1986 год, когда состоялось торжественное открытие Рокского тоннеля, а в зимний период 1896–1987 годов Кавказ накрыла аномальная по количеству осадков зима. Огромное количество снега выпало в горах, спровоцировав сход лавин даже там, где их никогда не было.

ВГД только расчистили

Не обошла стороной стихия и горнопроходческий поселок: к тому времени рабочие съехали, домики пустовали. Дорогу к поселку не чистили, поэтому, когда сам поселок, бугель и горнолыжная трасса были погребены под слоем лавинных масс, никто не пострадал. Так закончилась история горнолыжного спорта в Закинском ущелье, хотя потенциал данной местности с точки зрения развития горнолыжного спорта весьма значителен. Не зря же в конце 80-х годов прошлого века Председатель Совета министров Северной Осетии С.В. Хетагуров приглашал в Заки югославских специалистов по строительству канатных дорог, совершал с ними облет местности на вертолете. И даже, по свидетельствам очевидцев тех событий, уже осуществлялась "пристрелка" местности геодезистами со сбором информации для проектирования канатной дороги. Однако события 90-х годов и распад СССР поставили крест на данных планах.

Еще одной забытой можно назвать трассу в селении Елгона, в ущелье реки Льядон. Во второй половине 80-х годов в Елгоне "квартировались" сотрудники Всесоюзного геохимического института, ведшего разведку недр нашей республики. Основная их часть расположились в с. Бирагзанге. Главной целью был поиск нефти, однако там же нашли залежи минеральной и горячей воды. Результаты бурения недр советскими специалистами легли в основу ныне действующего термального курорта "Терма-Ганах". Сотрудники же геологической партии, расположенной в Елгоне, построили бугельный подъемник протяженностью около 250–300 метров. Подъемник и трасса просуществовали до начала 90-х годов, после чего были разобраны на металлолом местными жителями после отъезда геологов.

Надо отметить, что самодельные подъемники в тот период энтузиасты горнолыжного катания ставили в самых разных местах. Поскольку международных границ еще не было, популярным направлением была Военно-Грузинская дорога. Завод "Гран" освоил склоны возле Святой рощи в с. Сиони (почти рядом со старинными башней и часовней, изображенными на картине М.Ю. Лермонтова), в Ухатском ущелье, примыкающем к с. Коби, любители горных лыж из ВНИЭМ построили два подъемника. А на Крестовый перевал привозили подъемник на базе двигателя от мотороллера "Вятка", который своими 7-ю л.с. поднимал на тросе по одному лыжнику, но на весьма большой скорости – только держись! Позже там действовал уже бугель на электроприводе.

Небольшой стационарный бугельный подъемник был и на базе отдыха "Севкавказэнерго" вблизи с. Кобана.

Эпоха 70–80-х годов XX века ознаменовалась взрывным ростом интереса жителей Владикавказа и Осетии к горнолыжному спорту, "застрельщиками" которого выступали инженерно-техническая интеллигенция СКГМИ, ВНИКИЦМА, ВНИЭМ, работники "Электроцинка", "Победита" и заводов электронной промышленности("Гран", "Кристалл" и пр.)

История развития горнолыжных трасс в Северной Осетии, богатая примерами энтузиазма, технической изобретательности и бескорыстного стремления к популяризации активного отдыха, свидетельствует о значительном потенциале региона в сфере зимнего туризма и спортивной индустрии. Однако вследствие объективных обстоятельств многие некогда функционировавшие трассы были утрачены, а планы по дальнейшему строительству лыжных комплексов так и не реализованы, что не только ограничило доступ к уникальным природным зонам, но и привело к утрате части исторического наследия, связанного с развитием горных лыж.

Несмотря на это, сохранившиеся свидетельства о прошлом, воспоминания очевидцев, а также неиспользованный потенциал горных склонов позволяют надеяться на возрождение лыжного спорта в его исторических локациях. В условиях сегодняшнего интереса к горнолыжному туризму и развития туристической инфраструктуры обращение к опыту прошлого может стать важным шагом на пути к созданию новых спортивных объектов, способных не только возродить традиции, но и внести весомый вклад в экономическое и культурное развитие республики.

Корифеи-горнолыжники возле привода бугельного подъемника на склонах Крестового перевала. 1985 г.
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика